Культуру резали по живому

«МК» подводит итоги года

«МК» подводит итоги года

ПОЛИТИКА ГОДА Резко меняется в столичном Департаменте культуры прежде всего с приходом туда нового главы Сергея Капкова и его команды. Меньше чем за год культурную (особенно театральную) Москву хорошенько тряхнуло, перетряхнуло и вызвало бурю эмоций: от восторженных до протестных. Реформы и изменения носят не половинчатый, а резкий и местами радикальный характер. Как говорится, резали по живому. Кадровые перестановки, смена худруков центральных театров, ночные экскурсии в культурных заведениях, увеличение времени работы музеев, множество акций для всей семьи и, конечно, развитие столичных парков как чуть ли не главных очагов культуры Москвы. И главное — кажется, отменен принцип уравниловки при финансировании: поддержку находят те, кто много работает и заботится о развитии дела.

ПРОГУЛКА ГОДА состоялась впервые от начала новой России. Писатели, художники, музыканты и актеры выказали гражданскую активность, «со смыслом» выйдя на улицы. Сначала группа литераторов во главе с Акуниным, Быковым и Улицкой анонсировали в соцсетях «контрольную прогулку», которая официально не являлась бы митингом, а потому не требовала согласования с властями. Несмотря на пожелания от МВД этого не делать, писатели собрали на Пушкинской площади 13 мая толпу «единоверцев», с которыми двинулись к памятнику Абаю Кунанбаеву на Чистых прудах. Вера в тотальное обновление заставила «пройтись» примерно по тому же маршруту и художников с акцией «Кочевой музей современного искусства» (передвижная экспозиция была целиком согласована с властями). Актеры отметились яркой премьерой «БерлусПутина» все там же, на Чистых, близ разбитого оппозицией лагеря. Классические музыканты (исключая активный авангард, вроде Георгия Дорохова, которого повязали на самом первом митинге на Чистых, или дирижера Аркадьева) почти никак себя не проявили, предпочитая молча отсидеться. Однако к концу года всякая «культурная» активность сошла на нет, а среди «прогрессивной общественности» вообще стало модно всячески отстраняться от официальной оппозиции.

«Писательский митинг» на Пушкинской.

СКАНДАЛ ГОДА выпал на долю Театра Гоголя, доля которого совершенно незавидная. В ней смешались правда и жестокость, желание сделать лучше и результат «как всегда». И много вопросов осталось к каждой из сторон: «Почему Департамент культуры снял Сергея Яшина с поста худрука, но позволил ему открыть сезон и обнародовать планы, которым не суждено сбыться? Почему Сергей Яшин так легко сдался и оставил свою команду, как оставил бы капитан свой корабль? Почему всех собак навешали на режиссера при хозяйственной безответственности директора театра, которого как будто и не было. Сможет ли Кирилл Серебренников предъявить нам новый театр не только по форме (результат дизайнерского вмешательства), но и по идеологии — как новый вид театра нового времени? Или неудачу опять спишут на проклятое вокзальное место?

КУРЬЕЗ ГОДА случился в провинциальном испанском городке Борха, где в храме Милосердия родился «Пушистый Иисус». Это самое умилительное и наивное изображение Христа в истории ХХI века. Автор лика обезьянки в мохнатой шапке, 80-летняя Сесилия Хименес, о мировой славе не думала, она просто хотела отреставрировать вполне реалистическую фреску Элиаса Гарсия Мартинеса (1858–1934) «Ecce Homo» («Се человек»). А в итоге у старушки вышел первоклассный наив. Теперь ее «Пушистого Иисуса» сравнивают с полотнами Гойи, Мунка и Модильяни. К нему водят экскурсии, и за первые четыре дня храм выручил 2000 евро. Сесилия, не будь дурой, потребовала свою долю от доходов. Теперь она выставляет свои новые работы на торги, и они пользуются хорошим спросом. Так что мировой фонд самородков от искусства пополнился новым именем.

«Пушистый Иисус».

ВОЗВРАЩЕНЦЫ ГОДА объявились в области балета: артисты, уехавшие работать за рубеж, начинают потихоньку возвращаться. Всегда балетные одними из первых покидали отечество (знаменитый побег Рудольфа Нуреева в 1961 году), но первыми же потянулись назад, к родным пенатам. В уходящем году возвращенцев двое, и оба предпочли пафосным Большому и Мариинке скромный «Стасик»: Артем Ячменников переходит сюда, мирно расставшись с Сан-Франциско, а до того побывав солистом Большого и Мариинки, премьером Голландского национального балета. С шумом на весь мир возвращается Сергей Полунин. И 250 самых влиятельных мировых изданий, ТВ-каналы описывают это поистине историческое событие: впервые из престижнейшего Лондонского королевского балета бегут без оглядки, без видимых причин. Однако в этом году появляются и невозвращенцы: американец Марио Лабрадор, окончив Московскую академию хореографии, не хочет работать в американских труппах, а предпочитает им питерский Михайловский театр.

Возвращение героя. Сергей Полунин.

ВЛОЖЕНИЕ ГОДА составило 50 миллионов долларов. Такую внушительную сумму потратил еврейский народ на создание собственного музея в Москве. Расположился Еврейский музей (он же Центр толерантности) в бывшем Бахметьевском автобусном парке, памятнике авангарда начала ХХ века. Идея создания Еврейского музея появилась даже раньше: еще в 2007-м проект поддержал Владимир Путин и даже перечислил будущему музею свою месячную зарплату. А в ноябре уходящего года глава Израиля Шимон Перес открыл самый технологичный и мультимедийный музей столицы. 4D-кинотеатр, стенды-гаджеты, виртуальные инсталляции — в музее почти каждый экспонат электронный. Хотя попадаются и исторические раритеты, вроде танка «Т-34» и самолета «По-2», а также документы, фотографии, письма, повествующие о жизни евреев в России начиная с конца XIX века до настоящего времени. Особое место в музее отдано вопросам толерантности.

Еврейский музей в Москве.

РЕКОРД ГОДА поставил Олег Меньшиков, который за несколько месяцев сделал то, что многим и за годы не удается. Судите сами — в мае актер становится худруком Ермоловского театра, который последние годы числился в аутсайдерах. И за это время он, во-первых, до неузнаваемости меняет внешний облик театра — теперь фойе и сцена поражают отменным вкусом и новой техникой. Одновременно с глобальным ремонтом он запускает несколько спектаклей и снимает напряжение в труппе. И еще одна, но очень существенная деталь — он возвращает великую актрису Марию Ермолову, чье имя и носит театр. Теперь изображение этой статной и достойной во всех отношениях дамы в виде проекции присутствует на бордовом занавесе. В чем секрет такого результата — талант, трудолюбие, ум или обаяние Меньшикова?

Олег Меньшиков открывает Ермоловский театр.

ПОБЕДА ГОДА Российский скрипач Андрей Баранов взял I премию на самом престижном среди струнников конкурсе им. королевы Елизаветы в Бельгии. Баранову европейские СМИ устроили такой пиар, что его гастрольный календарь оказался вмиг забит до конца 2014 года: «Елизавета» — единственный конкурс, дающий скрипачу-лауреату стопроцентный шанс карьеры на самом высоком уровне. Одно жаль: Россия продолжает вариться в собственном «музыкальном котле»: у нас Баранов даже не вышел в третий тур на конкурсе им. Чайковского и вряд ли набрал бы на свое имя даже Малый зал консерватории, если бы ему таковой предложили. Тем более что у музыканта давно европейская «прописка» (сначала в Лозанне, затем в Брюсселе), и менять ее он не собирается.

ВЫСЕЛЕНИЕ ГОДА чуть не свершилось в подмосковном Переделкине, когда странная организация под названием Международный литфонд попыталась через судебных приставов выгнать из дома родственников покойного Чингиза Айтматова. В доме этом писатель прожил 20 лет. Рейдерская кампания новоявленного литфонда (объявившего себя преемником литфонда советского) приостановлена только после вмешательства СМИ («МК» выступил заводилой) и Общественной палаты. Ведь речь идет не столько о защите частной собственности, сколько о культурном наследии — ведь только родные в состоянии содержать музей Айтматова, который должен быть образован в его доме. Во что превращаются легендарные дачи, ставшие частью истории литературы ХХ века? Они просто уничтожаются, распродаются. Мы теряем Переделкино как уникальный ландшафтный культурный объект только потому, что кто-то изворотливый объявил себя хозяином подлинной российской истории...

ПОДЪЕМ ГОДА испытал слабоватый, пока еще далекий от мировых стандартов, с неотлаженным звуком и вялой хореографией жанр мюзикла. Так, компания Стейдж Энтертейнмент установила на отечественном рынке планку мирового уровня. Успешно действует открытый театр «Россия», работает Театр мюзикла Михаила Швыдкого, запустивший уже второй авторский проект — «Растратчики», а «Граф Орлов» успешно идет в Московской оперетте. Мюзикл для детей более чем красиво развивает Тереза Дурова в «Театриуме на Серпуховке». На эту же тропу вступила Нина Чусова со своим детским театром. Не отстают и регионы: Новосибирск, Пермь, Сыктывкар ставят вновь написанные произведения отечественных композиторов и адаптации мировых шедевров. Свердловская музкомедия замахнулась на культового «Скрипача на крыше» — все по закону, с лицензией. А питерская Музкомедия при аншлагах играет кальку «Бала вампиров» Романа Поланского. И даже не отличающаяся стабильностью и регулярностью премия «Музыкальное сердце театра» была вручена все-таки мюзиклам под конец этого високосно-драконовского года, при всех своих издержках оставляя ощущение, что не только на Бродвее, но и на нашей улице — праздник.

АФИША ГОДА появилась на Манеже, оповестив москвичей о вторжении в Центральный выставочный зал инопланетян, кентавров, туземцев и воинственных подростков. Все они — герои трилогии The Luminal о рае, аде и чистилище арт-группы AES+F. Художники Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский + Владимир Фридкес семь лет создавали с помощью передовых видеотехнологий свою эпохальную инсталляцию, пытаясь осмыслить, применимы ли традиционные ориентиры к реальностям ХХI века. За время работы над проектом они успели выставить первые части The Luminal на ведущих международных арт-площадках, снискать мировое признание, а в конце этого года получить за трилогию премию Кандинского, правда, разделив ее с художником Брускиным.

Выставка арт-группы AES+F.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру