— Если руководство страны на самом деле тревожится за судьбу наших сирот, то нужно еще сделать много практических шагов, — говорит Галина Сергеевна. — И прежде всего — наложить вето на поправку в закон, которая запрещает усыновление россиян американцами. Путин ошибается, когда говорит, что большинство россиян против международного усыновления. 18—19 декабря на нескольких форумах шло голосование по этому вопросу. Подавляющее большинство высказавшихся были против введения этого закона. Это иллюзия, что всех сирот в ближайшее время разберут по семьям наши сограждане. Большинство из них, особенно инвалиды, так и останутся в казенных учреждениях.
Главной проблемой с усыновлением в России наш эксперт считает бюрократию:
— Например, еще пару лет назад достаточно было двух справок о состоянии жилья — теперь их уже четыре. К справке из ЕИРЦ и акту обследования жилья, который оформляется специалистом органов опеки, добавились справки из ДЭЗа (или ЖЭКа и пр.) и СЭС. Они дублируют первые документы, но для их получения нужно затратить время, силы, деньги…
Галина Красницкая, которая уже много лет ведет Школу приемных родителей, считает, что требовать от всех усыновителей проходить подобную школу совершенно неправильно:
— Есть много случаев, когда приемным родителям не нужна такая школа. Например, когда они много лет являлись опекунами ребенка, а потом решили его усыновить. Или когда родители уже растят нескольких приемных детей и собираются взять еще одного. Но их во всех этих случаях все равно заставляют проходить обучение. При этом у нас, особенно в глубинке, недостаток грамотных преподавателей. То есть обязательное прохождение Школы приемных родителей выливается чаще всего в простую формальность. К тому же даже самая хорошая школа с грамотными специалистами не может предупредить возвраты — она может только отсеять какое-то количество людей, которые реально не готовы к усыновлению. А сейчас еще хотят ввести обязательное психологическое тестирование, которое еще больше отпугнет потенциальных приемных родителей. Тут впору будет не закрывать детдома, а новые строить. Ведь это тестирование — сложное, пугающее усыновителей и, на мой взгляд, к делу мало относящееся. Думаю, его надо проводить только по желанию, а проверять потенциальных родителей только на агрессивность и выносливость (терпение и терпимость).
К тому же пока в нашей стране очень не хватает квалифицированных специалистов, которые качественно работали бы с потенциальными приемными родителями. Это касается не только ведущих школ, но и органов опеки, судей, соцработников.
Чтобы было меньше возвратов, я считаю, нужно не усложнять процедуру усыновления, а оказывать корректную социальную и психологическую поддержку приемной семье, особенно в первый год. Но и тут катастрофически не хватает кадров. И зарплаты мизерные. Но, самое главное, у нас на усыновление в основном идут те, кто не может иметь детей сам или же с помощью приемного ребенка пытается удержать супруга (супругу). То есть люди решают свои собственные проблемы. Разумеется, для этих целей «не годятся» дети старшего возраста, больные, инвалиды. Нам надо менять менталитет в этом отношении, а это не происходит быстро и по указке сверху.