После шутливого признания Путина в ходе пресс-конференции о том, что его помощники боятся рассказывать президенту анекдоты о нем, «МК» поинтересовался у главы государства:
— Вы не скрывали, что Кудрин был для вас источником альтернативного мнения: когда другие говорили «да», он говорил «нет». Кто сейчас для вас является таким источником альтернативного мнения?
— Я с ним (Кудриным. — «МК») и сейчас встречаюсь. Нечасто — в силу загруженности работы, но регулярно. Я слушаю его мнение, оно мне представляется, как и прежде, важным. Алексей Леонидович не случайно был назван лучшим министром финансов. Он является хорошим экспертом, но отличие экспертов от людей, принимающих решение, заключается в том, что эксперты не несут политической ответственности за эти решения, но мнения всегда важно знать, чтобы принять сбалансированное решение.
В мире достаточно грамотных, авторитетных, опытных людей, один из них — госпожа Лагард, возглавляющая МВФ. В европейских странах есть очень хорошие специалисты, в том числе работающие в сфере экономики и финансов, в США есть такие люди. Я и читаю, и слушаю их мнения, всегда стараюсь сопоставить с нашими планами и с теми инструментами, которые мы используем для решения стоящих перед страной задач.
— Раз вы советуетесь с Кудриным, нет ли планов вернуть его в команду?
— Команда — это же такое условное название; если я с ним советуюсь, то в этом смысле он в команде.
Справка «МК» Экс-министр финансов Алексей Кудрин, демонстрировавший после отставки в прошлом году оппозиционные взгляды (эксперты даже прочили его в новые лидеры правого движения), несколько дней назад сообщил, что поддерживает контакты с первыми лицами страны — и Путиным, который называл его своим другом, и Медведевым, который его уволил.
На большинстве плакатов в зале были просто написаны города и области, которые представляли журналисты. Другие пытались сразить нестандартным подходом: «С Днем чекиста!», «Рецепт от Путина», «Подарок». «Выигрышной» оказалась крупная надпись «Проблема» — автор такого плаката получил вожделенный вопрос.
Впрочем, самым запоминающимся персонажем вновь оказалась журналистка из Владивостока Мария Соловьенко из «Народного вече». Та самая, которая в 2007 году пришла на «большую» пресс-конференцию Путина в матроске и обратилась к президенту «несравненный Владимир Владимирович». Отчаявшись дождаться своей очереди, вскакивала несколько раз сама и пыталась перебить других журналистов, так что президент в конце концов предоставил ей слово сам.
— Я вас все время критикую на страницах своей газеты. Да вы, наверно, в курсе, — почти угрожающе заявила дама.
Судя по выражению лица Путина, он вряд ли был постоянным подписчиком «Народного вече» и преданным читателем лично Соловьенко. Но на всякий случай сказал: «Знаю. Меня все критикуют».
Журналистка задала вопрос про хищения в Минобороны и Сердюкова: «Как вернуть деньги, которые они уворовали?»
— Уворовали?!
— Вы не знаете?
— Не знаю, — ответил Владимир Владимирович с легкой улыбкой. — Как вас зовут?
— Мария Соловьенко.
— Маша, садись, пожалуйста!
— Спасибо, Вова! – парировала журналистка, но микрофон отдала...
Напомним, что Мария Соловьенко после «февральского триумфа» 2007 года решила сама попытаться стать президентом. Но с регистрацией ее кандидатуры возникли проблемы. До этого, кстати, ее кандидатуру сняли с выборов в гордуму Владивостока. Затем Мария попыталась избраться мэром столицы Приморья — и опять неудачно, ее кандидатуру сняли. Что, впрочем, правозащитного пыла журналистки не остудило. Она продолжала писать критические статьи о местной власти. Не так давно Соловьенко выпустила книгу: «Путин против Путина (От очарования до разочарования)»...
После третьего часа обстановка начала накаляться: с мест вскакивало все больше желающих задать вопрос, на старых плакатах журналисты рисовали дополнительные значки, чтобы сделать их заметнее.
— Там девушка с какими-то зверюшками. Что это у вас? — заинтересовался картинкой на айпэде участницы пресс-конференции Путин.
— Это кот. Не знала, как привлечь ваше внимание, — честно призналась барышня.
— Так у вас не про зверушек? – уточнил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
— Нет, я про детишек (вопрос вновь вернул к теме «закона анти-Магнитского»)...
Оппозиционная журналистка Екатерина Винокурова, которая пару дней назад возмущалась, что ее не включили в список аккредитованных на мероприятие журналистов (из-за техсбоя на сайте Кремля просто появился неполный список) сидела в первых рядах и размахивала красным павловопосадским платком. И добилась права спросить Путина, почему падают его рейтинги…
Перехватив спустя 3,5 часа после начала беседы инициативу модератора у своего пресс-секретаря, Путин отвечал на вопросы 4 часа 36 минут. Особенно продолжительности общения «радовались» журналисты кремлевского пула, которым менее чем через час надо было попасть в аэропорт, чтобы вылететь на саммит с участием Путина в Брюссель.