Судьба Лужников находится в руках столичной мэрии, заявил на днях министр спорта РФ Виталий Мутко. Он уточнил, что в настоящий момент существует два варианта реконструкции БСА: по примеру стадиона «Маракана» в Бразилии, где сохранили стены, но заменили начинку, и по примеру стадиона Уэмбли в Англии, который был полностью перестроен.
В среду некоторые СМИ процитировали Сергея Собянина, высказавшегося за создание на месте устаревшего комплекса современной футбольной арены на 80 с лишним тысяч мест. Однако позднее пресс-секретарь мэра Гульнара Пенькова опровергла эти публикации, подчеркнув, что решение о судьбе БСА будет принято после проведения экспертизы. А сейчас, по ее словам, разрабатывается проект реконструкции.
В Москомархитектуре «МК» пояснили, что реконструкция может быть произведена как со сносом, так и без него: проектировщики разработают несколько вариантов и отдадут их на суд чиновников.
Представители столичного стройкомплекса и Виталий Мутко ранее высказывались за ликвидацию БСА по экономическим и техническим соображениям. «Надо уходить в землю, а там особенно уходить некуда. Это дорого и далеко небезупречно», — пояснял министр. Однако эти планы вызывают негодование специалистов, которые в свое время проектировали и строили БСА, а в 90-е годы занимались ее реконструкцией.
«Я категорически возражаю против сноса. Это неэтично, неэкономично и неэстетично», — заявила «МК» главный инженер проекта БСА 81-летняя Валентина Симон. По ее словам, снести объект и построить новый — это, конечно, легче всего. Но БСА — не обычный стадион, а часть нашей истории. «Наконец, это — одна из главных видовых панорам Москвы. Это просто красиво!» — эмоционально восклицает Симон.
Главный архитектор проекта Александр Оспенников тоже переживает за судьбу любимого детища. «Он сам не свой. Написал кучу писем в защиту стадиона, но ответа ниоткуда пока не получил», — рассказали его знакомые.
Конструктор светопрозрачного козырька, установленного над стадионом в 1997 году, Геннадий Михайлов также утверждает, что БСА нельзя ломать ни в коем случае: «Это крупнейший в Европе футбольный стадион с легкоатлетической дорожкой. В 1998 году УЕФА включил его в список пятизвездных, а в 2008-м — дал ему статус элитного». Козырек над трибунами по конструктивному исполнению и ширине (63,5 м) не имеет аналогов в мире. И именно он, по словам Михайлова, может помочь спасти стадион.
Дело в том, что во время реконструкции 1996-97 гг. светопрозрачную крышу не доделали до конца. В частности, на ней не установили (у мэрии не хватило денег) раздвижные алюминиевые створки, которые в ненастье должны были полностью закрывать «дыру» над футбольным полем. Расчетная нагрузка от створок на конструкцию козырька составляла почти 5 тыс. тонн. Теперь этот неизрасходованный запас прочности можно использовать для размещения 12 тыс. дополнительных посадочных мест.
«Для их создания достаточно ввести один ярус в 10 рядов или два яруса по 5 рядов, прикрепив их к существующим металлоконструкциям козырька. В этом случае дополнительная нагрузка не превысит 4,1 тыс. тонн, расход стали составит около 1000 тонн, а стоимость — порядка 80 млн руб.», — поясняет Михайлов. (Напомним, строительство нового футбольного стадиона оценивается в 20 млрд руб.)
Причем после финальной игры ЧМ дополнительные ярусы можно будет демонтировать (вряд ли какое-то еще событие привлечет в Москву 90 тыс. зрителей), устаревшее светопрозрачное покрытие козырька заменить на современное, способное пропускать ультрафиолетовые лучи, смонтировать раздвижную кровлю, а на поле постелить естественный газон.
Геннадий Михайлов рассказал «МК», что уже обсуждал свое предложение с ведущими конструкторскими и проектными организациями Москвы, в частности НИИ стартовых комплексов имени В.П.Бармина (бывший КБ ОМ). Все они согласны совместно с ГУП МНИИП «Моспроект-4» разработать проект создания в БСА дополнительных ярусов для зрителей и трансформируемой крыши. «Общее мнение специалистов — стадион в Лужниках нужно и можно сохранить», — подчеркивает Михайлов.
А бывший мэр Москвы Юрий ЛУЖКОВ в интервью «МК» высказался прямо и резко:
— Снос Большой спортивной арены — это больше чем вандализм. Стадион не является памятником, но это исторический объект и один из основных символов города. Что показывают сразу вслед за Кремлем, когда говорят о Москве? Ну, конечно же, панораму с Воробьевых гор, знаменитый вид на Лужники.
Если у кого-то есть зуд построить специальный стадион для ЧМ-2018, для этого можно найти другую площадку, вне исторического ядра. В свое время мы подбирали участок в районе Березовой аллеи недалеко от трех станций метро (СВАО) под строительство стадиона для ЦСКА, который пустует до сих пор. Там вполне можно разместить современный спортивный объект, соответствующий всем требованиям ФИФА. Я категорически против сноса БСА, которую считаю уникальным, знаковым для столицы сооружением.
Проще всего разрушить то, что сделано не тобой. Созидать — гораздо труднее.