Напомним: совет директоров «РусГидро» покинули сразу пять человек во главе с его председателем. Причина — несогласие с «продавленной» Дворковичем (в правительстве он курирует ТЭК) такой схемой докапитализации холдинга, которая может вызвать череду судебных исков против «РусГидро» как в стране, так и за рубежом. И поставить под угрозу выполнение Указа президента страны.
С легкостью невероятной была перекроена процедура принятия важного государственного решения.
Итак, акционеры должны были 8 октября утвердить инвестпрограмму стоимостью в 110 млрд рублей — на эту сумму планировалось выпустить дополнительные акции. Еще раньше предполагалось, что главным инвестором выступит государственный «Роснефтегаз», накопивший для этой цели на счетах порядка 130 млрд рублей. Однако позже правительство потребовало от «Роснефтегаза» перечислить из этих денег правительству 50,2 млрд, заявив, что кабинет министров сам напрямую займется докапитализацией «РусГидро».
Следите за датами. Итак, 8 октября вице-премьер направил в «РусГидро» директиву об утверждении увеличения уставного капитала. Собравшиеся 16 ноября акционеры (государству в компании принадлежит более 60% голосов) проголосовали «за». Совет директоров, в котором 7 человек из 13 представляли интересы государства, получил еще одну директиву и утвердил решение собрания.
Все по закону? Но! «РусГидро» относится к разряду стратегических для России компаний, и увеличение ее капитала должно получить одобрение президента страны. Но на момент принятия решения собранием и директорами его не было. Указ появился позже, 22 ноября. По нему государство было готово вложить в «РусГидро» не 110 млрд, а только 50 млрд. (Интересно, кстати, куда направились 200 млн — «Роснефтегаз», напомним, по требованию правительства перечислил ему на эти цели 50,2 млрд).
Получается, Указ президента о докапитализации «РусГидро» вышел после одобрения этой самой капитализации ее акционерами и директорами. С правовой точки зрения — абсурд! Телега впереди лошади...
Председатель Совета директоров компании, первый вице-президент Газпромбанка Владимир Таций и председатель правления «Интер РАО» Борис Ковальчук (оба — представители государства в компании) попытались привести ситуацию в правовое поле. Ведь подобное «легкое смещение» норм закона напоминает мину замедленного действия, поскольку может привести к судебным искам со стороны кого-то из акционеров. А по сути, поставить под угрозу выполнение Указа президента РФ о докапитализации крупнейшего энергохолдинга страны. И предложили пройти путь заново — положив в основу докапитализации «РусГидро» президентский Указ.
Но, похоже, вице-премьер расценил здравое предложение как досадную заминку. Ведь здесь сразу встает закономерный вопрос: кто взял на себя функции президента и, не дожидаясь Указа, запустил процедуру, которая теперь вышла за рамки? Кто подписывал правительственные директивы, не имея на то оснований?
Кстати, Дворкович 10 декабря лично прибыл на заседание Совета директоров «РусГидро» (случай беспрецедентный), чтобы провести нужное решение. И тогда пятеро членов Совета подали заявление о своем демонстративном выходе…