В Независимый совет вошли десять известных правозащитников и общественных деятелей: глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, Лев Пономарев, Кирилл Кабанов, Ирина Ясина, Сергей Алексашенко, Тамара Морщакова, Зоя Светова, Виктор Бондаренко, Евгений Понасенков и Наталья Пелевина. Официально в качестве общественной организации совет не регистрируется. На вопрос о финансировании правозащитники на пресс-конференции в понедельник, 17 декабря, сообщили, что никаких особенных бюджетов для защиты прав человека не требуется. «У нас есть помещение в офисе организации «Россия для всех» и возможность издавать литературу, — сказал Виктор Бондаренко. — А для экспертных заключений мы будем привлекать юристов — есть люди, которые готовы работать бесплатно». Правозащитники рассчитывают как на помощь специалистов «на общественных началах», так и на сбор пожертвований. Людмила Алексеева пояснила, что, по ее мнению, общество сейчас готово бескорыстно давать деньги правозащитникам: совсем недавно МХГ собрала 2,5 миллиона рублей на реализацию своей деятельности. «Мы будем стараться быть независимыми от западных и российских грантов», — пообещала Наталья Пелевина, а Тамара Морщакова подвела черту под вопросами о финансировании громким: «Никто музыку не заказывает!» — пристыдив тем самым чересчур настойчивых журналистов. Тем не менее прямого ответа на вопрос о бюджете правозащитной деятельности пресса так и не получила.
Евгений Понасенков объяснил, что совет должен стать «посредником между людьми и законом». А Зоя Светова рассказала, что главной задачей станет составление списков «чиновников, судей, прокуроров и следователей, причастных к преследованиям граждан и нарушению прав человека». Первые кандидаты на включение в такой список: судья Виктор Данилкин, выносивший решение по делу Ходорковского, и судья Марина Сырова, прославившаяся в ходе процесса над Pussy Riot. В позорный список правозащитники обещают включать не только фамилии подвергаемых остракизму чиновников и судей, но и полное описание их деяний и истории «людей, попавших в жернова российского правосудия». А главная цель правозащитников — добиться того, чтобы США и Европа ввели в отношении нарушителей прав человека санкции, в первую очередь визовые. «Наша мечта — чтобы наших нарушителей наказывало наше правосудие, но, пока этого нет, я благодарна Конгрессу США и парламенту Евросоюза за то, что они это делают, — сказала Алексеева. — Мы можем, сделав солидную юридическую экспертизу, обращаться в Конгресс США и Европарламент с просьбой проверить документы и включить людей в список Магнитского». Кроме Данилкина и Сыровой в списки рискуют попасть депутаты, вносившие поправки в закон о митингах, а также авторы законов о клевете и гомофобии. «Они очень любят отдыхать в бездуховной Европе со своими семьями, кататься в Швейцарии на лыжах — избавим их от этого, — откровенно ехидничали правозащитники. — В отпуск — по Золотому кольцу России!»
Впрочем, если российская Фемида проснется и начнет адекватно карать нарушителей прав человека, Независимый совет обещает перестать жаловаться на них Фемиде зарубежной.