Царев указ «Летать как придется»

Закончился гибелью владельца вертолета и его гостей

Вертолет Robinson R44, который еще в субботу потерялся на пути из Тверской области в Дмитровский район Подмосковья, найден на территории военного полигона. Разбились в ходе катастрофы пилот — 35-летний бизнесмен Фёдор Царёв — и два его пассажира.

Спецкор «МК» побывал в поселке Плоски, откуда «вертушка» в последний раз поднялась в небо и где в усадьбе жил ее хозяин. А также в лагере волонтеров, которые четыре дня искали геликоптер.

Закончился гибелью владельца вертолета и его гостей
фото: ПРЕСС-CЛУЖБА СКР

«Все порешаем, у меня родня работает в прокуратуре»

В поселке Плоски Тверской области у Фёдора Царёва один из лучших участков — на пригорке, в небольшом заливе, отходящем от Волги. На территории несколько строений, в глубине — большой дом, рядом стоит «законсервированная» на зиму большая яхта. Забор весь обвешан рекламными плакатами с предложениями купить стройматериалы, изделия художественной ковки. Табличка с адресом лаконична: Плоски–2.

Охранник на въезде, играя брелоком, рассеянно то открывает, то закрывает ворота. По двору ходят понурые рабочие. Только что пришла весть, что на территории военного полигона найден разбившийся вертолет и тело хозяина. Как теперь сложится налаженный годами уклад — никто не знает.

— Что вы там все пишете: «был принцип — взлететь любой ценой», «деньги есть — ума не надо», «улетел в ночь, наплевал на правила», — накидывается на нас секьюрити Александр. — Вертолет поднялся в небо в пятом часу дня, только-только начало смеркаться. Фёдор уверенно водил «вертушку». И человек был хороший, щедрый, всегда помогал. Например, управляющему, живущему в Конакове, подарил машину и нас никого не обижал.

Александр рассказывает, что реактивный самолет Л-29 коммерсант держал в Кимрах, на аэродроме Борки, а пропавший Robinson и второй свой геликоптер «припарковывал» прямо в усадьбе, на расчищенной для этого площадке.

— Площадка имела дневную и ночную маркировки?

— Что?.. — не понимает охранник.

Жил Фёдор Царёв как помещик. Позади его «дворца» чудом уцелело старое здание Института водных проблем. Расположенный здесь рекреационный комплекс давно бы снесли и землю распродали, если бы не ярое противостояние местных жителей.

— В округе практически не осталось свободного доступа к Волге, — возмущается Галина, живущая в поселке. — Владения высокопоставленных чиновников расширяются за счет детских городков и спортивных площадок общественной зоны отдыха. А сейчас еще административно-техническая инспекция Тверской области рекомендует перенести пляж Зеленого мыса в болото лодочной станции. Коренных жителей загоняют в резервации! А как поселился в заливе Царёв, нам вообще покоя не стало. На своем реактивном самолете он буквально пикировал над нашими домами. У нас дребезжали стекла в окнах, в комнатах люстры качались. Старики хватались за лекарства, им чудились бомбардировки и бомбежки, как в войну.

— Царёв на «Альбатросе» (на самом деле Л-29 называется «Дельфин», а «Альбатрос» — это следующая модификация, Л-39. — Авт.) летал так низко, что мы могли рассмотреть в кабине его ухмыляющееся лицо, — говорит старожил Наталья Павлова. — Еще и на вертолете постоянно над головами жужжал. Мы обратили внимание, что номер у него был часто заклеен. И неудивительно, хулиганил он по полной. Мог приземлиться в любом месте — и на городском пляже, и на площадке для баскетбола. Адреналин из него так и пер, а на окружающих ему было наплевать.

— Нередко на наши претензии заявлял: «Я стресс снимаю!» И все ему было по барабану, — говорит местный житель Петр Владимирович. — Кругом Волга, казалось бы, лети и гоняй на просторах, но там не было зрителей, выпендриваться не перед кем. У нас его прозвали «царь Фёдор». А безграмотный был! Однажды в сельсовете увидел написанное им заявление, так в каждом слове там было по ошибке.

Нередко для своих гостей Фёдор устраивал аттракцион. У него на воде был свой банный комплекс. В баню, стоящую на понтонах, он доставлял желающих попариться прямо на вертолете. Низко зависнув над домиком, он спускал визжащих от страха и восторга гостей на крышу прямо с подножек «вертушки».

— Вертолет болтало из стороны в сторону, страх! Мы своим внукам запретили купаться возле бани Царёва, — горячится Галина.

Федор Царев «атаковал» местных жителей не только с воздуха, но постоянно гонял по поселку на мощном спортивном квадроцикле.

— У нас дорожки узкие. А «царь» все время несся на бешеной скорости, а ведь кругом гуляли дети. Так и ездил, осыпаемый проклятиями. Судьба, видимо, и догнала…

По словам местных жителей, сначала дом Фёдора Царёва стоял в другом поселке. Старая усадьба показалась ему тесной, он прикупил большой кусок земли у самой Волги, на пригорке, рядом с песчаным пляжем. Обустраиваясь на новом месте, не спешил подключать электросчетчик. Так и жил довольно продолжительное время, нелегально подсоединившись к сети.

— К нему со штрафными санкциями нагрянули представители местного энергосбыта. Ни грамма не смутившись, двум женщинам–специалистам он выгреб из коробки и вручил толстую пачку денег. Напутствие было коротким: «Девчонки, оформите за меня штраф, там и вам за хлопоты останется». Казалось, он ничего и никого не боится. Нередко Царёв козырял своими связями, говорил: «Все порешаем, у меня родня работает в прокуратуре».

Вся округа знала, что у Фёдора Царёва день рождения в середине июля.

— На торжество к нему из Москвы приезжали известные певцы и артисты. На лужайке перед домом для него устраивали концерты и целые театрализованные представления. Далеко по воде разносились речи приглашенных, которые поздравляли именинника в микрофон и радовались за приобретенный хозяином очередной дорогой автомобиль.

Как утверждают местные жители, гараж у Фёдора Царёва был огромный, а автопарк был сравним с кремлевским гаражом особого назначения.

— Бывало, Фёдор заявлял: «Хватит, наработался, пришло время отдыхать!» Он ведь занимался поставками песка и торфа. Лето — самый сезон для разработок. Как он трудился — непонятно, все летние дни напролет он проводил в Плосках, — рассказывает Наталья Павлова. — Со своим другом, отставным высокопоставленным милиционером Изотовым, чей дом также выходит на залив, они устраивали гонки на катерах и жарили шашлыки.

Дом Федора Царёва знают все в округе.

«В небе все равны»

Теперь в поселке говорят: «Рано или поздно трагедия должна была случиться». «Думал, что, заработав на вертолет, Господа Бога ухватил за бороду. А у того свои правила. В небе все равны».

Первоначально прошла информация, что на борту с Царёвым был сын экс–главы Росимущества Юрия Петрова Василий. Путаница понятна. Оба Петрова — младший и старший — живут по соседству с Фёдором Царёвым. И с обоими местные жители конфликтовали.

— Петров-папа перекрыл жителям поселка место для купания. Раньше там был обрыв с песчаным откосом, сразу начиналась глубина в три метра. Все местные любили оттуда сигануть в воду в летний зной. Прежний хозяин ухаживал и за берегом, и за бьющим там родником, — рассказывает Галина. — Как только дом купил депутат Госдумы Юрий Александрович Петров, сразу поставил дамбу и забор, отрезал купальню от посторонних глаз.

По словам местных жителей, на дом и забор чиновника по периметру навешаны 32 видеокамеры. Круглосуточно несет вахту охрана.

Укреплен, как крепость, и дом его сына — Василия Петрова.

Улицы в Плосках темные. Администрация, расположенная в Вехонине, говорит, что нет денег на освещение. Переливается иллюминацией только участок улицы около дома Петрова-младшего. Одна стена массивного строения — глухая, нет ни дверей, ни окон. Местные жители рассказывают, что стены подвала там достигают метра толщиной. Под домом хозяин соорудил себе нечто похожее на бункер.

Поставив свой бастион, Василий Петров перекрыл единственный широкий проход к воде, по которому жители поселка издавна проходили к берегу Волги.

— Заметьте, две единственные хорошие дороги в поселке проложены к домам Петрова–папы и сына, — говорит Галина.

— Хозяева жизни! Им можно и на «заряженных» авто по встречке на скорости 150 гарцевать, и «Робинсоны» «педалировать» и на пляж сажать! У нас три года назад уже разбился на Як-52 вице-президент МДМ-банка. Машина рухнула и утонула. Как же, инструкции пишутся для лохов, нормальные пацаны транспортными средствами управляют по понятиям! — вторит Петр.

На говорящих тут же цыкает старуха, закутанная в платок: «Умерьте пыл, помолитесь, люди улетели от Бога в последний полет».

Полигон, на территории которого упал вертолет.

«Пришлось надевать снегоступы»

А волонтеры отряда «Лиза Алерт» на окраине села Хоругвино сворачивали свой лагерь.

Около синего тента догорал костер, над которым был подвешен закопченный чайник. У сложенной поленницы стояла дюжина термосов. Их решили упаковывать в последнюю очередь. На градуснике было минус 12, плюс пять градусов мороза добавлял жгучий ветер.

Они стояли плечо к плечу: Баварец, Романыч, Лех, Стратег, Банши, АТВ, Зоркий, Кобра, Лодочник… Прозвища-ники не из–за понтов, а позывные в эфире. Шипящие в именах и фамилиях в рациях плохо прослушиваются.

При вопросе, зачем они здесь, все разом морщатся.

20-летний помощник машиниста метрополитена Никита Буланцев искренне признается: «Это внутренняя потребность помочь людям». Редактор журнала Илья Шерман старается объяснить: «Я — турист, лес — моя стихия. Я могу быть здесь полезен».

Агент по недвижимости Романыч только бросает: «Должок у меня перед человечеством», а топ-менеджер Сергей Белов только молча улыбается.

Четыре дня они вместе со спасателями и представителями правоохранительных органов искали пропавший вертолет. Спали тут же, у «квадратов» и в машинах, моторы которых не выключали на ночь.

На обочине стоят и навороченные иномарки, и видавшие виды «Нивы». И экипированы ребята по–разному. На одних — специальные непромокаемые ботинки с пропиткой, на других — кирзачи, обмотанные сверху слоем скотча.

— Снег в лесу уже под 80 сантиметров, парадокс, что при таком морозе под слоем наста стоит вода, тут кругом болота, проваливаешься в снег, а потом в воду, — говорит Баварец, «в миру» Станислав Тихонов, что два года работает в отряде. — Пришлось надевать снегоступы.

Удивительно, всего–то 6 километров от трассы Москва — Санкт-Петербург, а лес кругом — буквально бурелом.

— 15 лет назад лесников сократили. Они прорубали просеки, проливали границы торфяников водой. Теперь все завалено. За это время прошло два мощных урагана плюс ледяной дождь. В лесу много поваленных деревьев. Местные жители ходят в основном по проложенным тропкам. Мы прочесывали бурелом особым строем, у каждого были навигатор и рация. Заблудиться здесь — пара пустяков, — говорит волонтер Илья Шерман.

Авиация сверху проверила все глубокие водоемы, они все уже замерзли, наблюдатели смотрели, есть ли где проломленный лед. Хорошо просматривались с воздуха и мелкие речушки. Следов вертолета не нашли.

Волонтеры шли по лесу цепью. За пять часов в снегоступах с когтями проходили 3800 метров. Сложностей хватало. Вертолет был 11 метров в длину и 3 в высоту, а ели стоят здесь под 40 метров, еще и частый подлесок. Добровольцы говорят, что целенаправленно не искали темно-синий вертолет. При ударе «Робинсон» превращается в груду железа — по сути, два капота «Жигулей». Покореженные детали корпуса «вертушки» могут выглядывать из-под снега и своей внутренней стороной, а обшивка салона может быть и не синей.

В первые два дня поисков добровольцев было много.

— Неудивительно, многие приехали в надежде найти живых людей, — говорит Станислав Тихонов. — Могли ведь спикировать и на ветки деревьев, в вертолете есть запас топлива, лопастями можно рубить дрова… Мобильные телефоны могли от удара отлететь в глубокий снег на десятки метров, к тому же в радиусе 20 километров здесь есть деревни, которые полностью не покрыты сотовой связью. Надежды найти живых были, но в то же время к концу третьего дня мы понимали, что невозможно не заметить следы выживания человека. А их не наблюдалось.

О личностях пропавших было широко рассказано в прессе.

— Нам безразлично, кто был на борту, — говорит студент пятого курса юридического института Алексей с ником Лех. — Мы ищем терпящих бедствие людей и вертолет.

На поиски с волонтерами выходили родственники пропавших и сослуживцы Фёдора Царёва с торфяных разработок. Закупили они также для добровольцев продукты и большой запас батареек.

— Мы с фонарями выходили на поиски и в темное время суток, — говорит Илья Шерман. — Еще кто-то, пожелавший остаться неизвестным, прислал нам 40 современных радиостанций, это очень хорошее подспорье в нашей работе.

Год назад, в ноябре, они уже искали пропавший частный вертолет, который пилотировал директор засекреченного Редкинского опытного завода Евгений Курбатов.

— На борту трижды в ночное время срабатывал аварийный маяк. Сигнал засек американский спутник, который проходил ночью над этой территорией, — говорит Илья Шерман. — «Вертушку» искали 8 дней в болотистой местности северо-восточнее Твери. Спасатели уже свернули работы, у них свой регламент, за нецелевое расходование средств их по головке не погладят. Мы самостоятельно на 9-й день вышли на поиски, вертолет обнаружил один из наших начинающих добровольцев, случайно отклонившись от маршрута. Машина, развалившаяся на части, лежала в заболоченной местности среди мелкой поросли берез. Выяснилось, что на «вертушке» закончилось топливо. Пилот погиб мгновенно. У него было только 30 часов налета.

фото: ПРЕСС-CЛУЖБА СКР

...Что делать с самонадеянными пилотами-частниками, что поднимают в воздух машины в ночное время, когда не видно ни проводов, ни часто нижней кромки облаков, не знает никто. И что делать с аварийными маячками, которые должны срабатывать в момент крушения, но, как правило, не включаются?

Последний полет «царя Фёдора» закончился трагически. И стал еще одной вехой безумия, которое творят на земле, на воде и в воздухе богачи на дорогих иномарках. Вопрос — почему дорогая жизнь им так недорога — звучит вроде бы риторически. Но сколько всего за ним кроется, не правда ли?


Светлана Самоделова

КТО ПОГИБ НА БОРТУ

Одним из погибших пассажиров был 49-летний Олег Скопинцев. Он сын известного летчика Валентина Скопинцева, который 25 ноября 1943 года совершил аварийную посадку своего штурмовика на лед озера Кривое (Мурманская область). В годы войны «Ил-2» входил в состав 46-го штурмового авиационного полка ВВС Северного флота.

— Экипаж младшего лейтенанта Валентина Скопинцева и воздушного стрелка Владимира Гуменного возвращался после бомбардировки аэродрома Луостари, — рассказали «МК» историки. — Они уничтожили два вражеских самолета на земле и сбили в воздушном бою истребитель «Мессершмит-109». Однако и их самолет получил повреждения, воздушный стрелок Гуменный был ранен. Скопинцев смог дотянуть штурмовик практически до аэродрома базирования, но из-за заглохшего двигателя он совершил экстренную посадку на озеро. Пилот успел вытащить стрелка из кабины и доплыть вместе с ним до берега. Бронированная машина вскоре ушла на дно озера.

Летом этого года сын летчика вместе с группой энтузиастов обнаружил и поднял самолет, он находился в 1,5 километра от берега на глубине 17 метров от поверхности. Олег Скопинцев планировал отреставрировать боевую машину своего отца. Кстати, Валентин Скопинцев был награжден тремя орденами Красного Знамени и орденом Нахимова II степени. Он скончался в 1996 году.

КАК НАШЛИ ВЕРТОЛЕТ

Упавший вертолет Robinson R-44 нашел егерь военного общества на территории Мининского лесного хозяйства. Мужчина, который все четыре дня вел поиски, обратил внимание на ворон, которые кружили возле одной точки, и заподозрил неладное. Когда егерь подобрался к этому месту, то увидел обломки воздушного судна и тела двух человек. Третье тело, судя по всему, было под вертолетом.

— По нашим предположениям, вертолет упал в 18.10, — рассказали «МК» источники. — Когда мы увидели его обрубленный хвост, то сразу стало понятно, почему не поступали радиосигналы. Дело в том, что радиомаяк находится в кабине, а антенна — в хвосте. По расчетам, вертолет не долетел до места назначения около 50 километров.

Кстати, основная причина падения Robinson R-44 — низкая облачность и обледенение стекла.

— Царёв грамотно вел воздушную машину, — рассказал источник. — Верхушки деревьев он задеть никак не мог. Пилот хорошо знал эту местность, он летал больше, чем ходил. Мы предполагаем, что к трагедии привела, во-первых, низкая облачность. Место, с которого он взлетал, было ниже, чем полигон. Именно в этом месте, где он упал, облачность встретилась с землей, поэтому видимость резко ухудшилась. К тому же в тот вечер были все условия для обледенения. Мы думаем, что из-за всего этого обзорность была потеряна, и воздушное судно потерпело крушение. Опытные летчики говорят, что, когда управляешь вертолетом этой марки, ни в коем случае нельзя терять из виду землю — в этом случае машина падает в течение двух минут.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру