Трасса «Южный обход города Подольска», по мнению проектировщиков, должна была разгрузить город от пробок и обеспечить выезд в Москву жителям военного микрорайона Кузнечики и Подольских Просторов, расположенных рядом. Пока что жители пользуются проездом через центр Подольска — и город который год стоит в пробках.
Под развязку спроектированной трассы попадали либо 20 домов, либо природный заказник «Широколиственный лес Подольского лесничества». Как объяснили «МК» проектировщики, дома решили снести из-за боязни скандала, подобного химкинскому. Правда, заказник вырубался и по утвержденному варианту, но меньшей площадью, а трассу и вовсе практически всю спроектировали по лесу. Возможно, предполагалось, что за масштабной государственной задачей разгрузить несчастный город никто и не вспомнит о десяти–двадцати домах. Даром что чиновники фактически заставили граждан расплачиваться за их же чиновничьи градостроительные ошибки: микрорайон можно было построить, оставив места под все необходимые развязки и выезды. Дома строили на огромном пустом поле.
Договориться с заказчиками дороги по-хорошему у жителей, конечно, не получилось, и прошлой осенью они оспорили требования об изъятии земли в Подольском городском суде. Незаконность требований администрации подтвердила и областная инстанция. Подольчане, будучи сами строителями-проектировщиками, требовали документы, на основании которых был разработан и утвержден проект планировки трассы и которые, как говорили в областном правительстве, давно находятся в государственной экспертизе. Представитель Подольска в суде письменно заявил, что ни требуемых, ни каких-либо других документов о дороге в город никогда не поступало, так что о сносе они слышат впервые. Между тем в августе проект планировки получил положительное заключение экспертизы, и следующим этапом процедуры значились выкуп и бульдозеры. Конфликт попробовал решить зампред нового подмосковного правительства Анатолий Насонов, который, впрочем, не предложил никаких компромиссов и встретил ожесточенное сопротивление.
Митингов и акций протеста в Подольске не устраивали, а просто подали в областной суд заявление с требованием признать незаконным постановление об утверждении проекта планировки трассы «Южный обход города Подольска», подписанное экс-губернатором Борисом Громовым 3 мая 2012 года. На процессе, который длился полгода, жители изложили доводы, которые пытались донести до чиновников в течение почти двух лет переговоров.
Вариант со сносом несуществующего стадиона
Главный из них касается вопроса вопросов, который задают себе абсолютно все противники строительства тех или иных трасс: «Кто и на каком основании выбрал именно это вариант?».
«Видите ли, согласно федеральному законодательству снос домов возможен только в исключительных случаях, если нет других вариантов строительства. Грубо говоря, с одной стороны у нас обрыв, с другой — пропасть, с третьей — океан. Тогда — да, делать нечего, дома надо сносить. Но у нас рядом есть много свободного места, а развязку все равно почему-то ведут по домам», — рассказывает жительница Подольска Ольга Терехова. Альтернативных вариантов дороги от разработчиков не могли добиться больше года. Разработали свои, в том числе простейший: сдвинули ось дороги напротив частных домов в сторону, метров на 20–30, на лесную опушку. В этом случае не страдают ни лес, ни дома. Проектировщики качали головами, объясняя, что движение по такой слегка искривленной трассе будет крайне небезопасным. Кроме того, развязка больше зайдет в заказник.
Рассекретили пресловутые варианты только прошлым летом, но жители уверяли, что это их собственные проекты, только искаженные. Один из них, например, предполагал снос многоэтажного дома, но граждане уверяют, что дом остается целым. В официальном ответе из Мособлэкспертизы «МК» сообщалось, что всего проектов рассматривалось пять, в том числе и тот самый, компромиссный вариант с вырубкой участка леса, но без сноса. Впрочем, не исключено, что и лес можно сохранить: в ходе процесса осталось неясным, есть ли на самом деле у разработчика четко и, главное, правдиво просчитанные варианты. Так, представитель правительства Московской области Юлиана Горячева пояснила в суде, что письмо Мособлэкспертизы с описанием пяти вариантов не нужно принимать во внимание, так как «это просто информирование жителей». «То есть Мособлэкспертиза жителям врет?» — не поняла судья. С другой стороны, на суд проектировщики принесли уже шесть вариантов трассы и развязки, утверждая, что экспертизу прошли именно они. Домов при этом сносится не 20, как было заявлено, а 11, а параметры развязок сильно отличаются от описанных в официальных ответах. Один из представленных суду проектов, например, предполагал снос стадиона в Кузнечиках и масштабную компенсацию. Тут же выяснилось, что никакого стадиона на этом месте нет — и дома частников он никак не задевает.
Вариант развязки выбирали коллегиально: собрались представители Главного управления дорожного хозяйства Московской области, Управления архитектуры и строительства, Министерства транспорта, администраций муниципалитетов, проектировщики — и выбрали. Судью уверяли, что из-за экономической эффективности. Вариант с единственным масштабным сносом домов неожиданно оказался самым дешевым.
Жителям в ответах написали: сносим по экологическим соображениям, жить на обочине трассы будет невозможно. У граждан есть контрдоводы: прямо за их домами строятся высотки, причем некоторые находятся на одном уровне с частниками, попадающими под снос. «На огородах у нас строят 18-этажный дом, я прям сижу на кухне и читаю на доме вывеску «Ипотека». Для нас, наверное, и повесили», — рассказала суду жительница Наталья Ящук.
На землях частников у трассы уже давно спроектирован торговый центр — это горожане и называют основной причиной упорства чиновников. «Два года назад мы спросили проектировщика, который разрабатывал проект планировки: можно ли сместить дорогу немного в лес? Он ответил: можно. Мы спросили, что же для этого нужно. Ответ: только задание Главархитектуры Московской области. Получается, они давно могли построить эту трассу, но держат в заложниках весь город ради отъема земли», — говорит Ольга Терехова.
Дорога, которой не было
Второй довод граждан: трассы «Южный обход г. Подольска» нет ни в одном документе территориального планирования региона и муниципального образования, хотя именно на них ссылаются разработчики в обосновании выбора варианта. По документам дорога проходит как «Юго-Западный обход» и имеет другое направление и протяженность. А главное, ни в одном документе, кроме оспариваемого проекта планировки, нет упоминания о двухуровневой развязке, под которую сносят дома. На суде вдруг выяснилось, что государство заказывало разработчику спроектировать одноуровневую развязку, которая фигурирует в генплане города и схемах территориального планирования региона и совершенно не затрагивает интересов жителей. Без каких-либо дополнительных распоряжений оказалось, что спроектировали развязку в двух уровнях, определив под снос 20 домов. Чиновники в один голос утверждали, что второй уровень — эстакаду — надстроят следующим этапом. Правда, когда это будет сделано и где это написано, никто ответить не смог. Инженерные изыскания также делались для строительства одноуровневой развязки. «Двухуровневая развязка проектируется сразу! Невозможно спроектировать и построить одноэтажный дом, а потом когда-нибудь достроить пять этажей — фундамент не выдержит», — изумлялись на процессе жители Подольска, как мы помним, сами строители.
«Согласие собственников на изъятие земли не требуется»
Последний важный довод звучал как отсутствие возможности граждан участвовать в градостроительной деятельности города, что предусмотрено Градкодексом. Письма о том, что земля изымается под строительство трассы и согласия собственников при этом не требуется, жители получили в конвертах с надписью «150 лет отмены крепостного права». «Подождите, а как мы могли тогда реализовать свои права? Никакой информации о дороге, никаких публичных слушаний, никаких публикаций в прессе!» — возмущаются подольчане. По закону все нормативные акты, предшествовавшие изъятию земли, действительно должны были публиковаться. Сделано это не было, не попало в газеты и постановление губернатора об утверждении проекта планировки. Представитель правительства пояснила уважаемому суду, что в мае экс-губернатор подписывал очень много постановлений, так что публиковать их просто не успевали.
Что случится с Подольском
Как могут сейчас заявить чиновники, город теперь ждет транспортный коллапс — и виноваты во всем, конечно, эти несколько наглых жителей. Однако не исключено, что город, наоборот, от коллапса и спасли.
На одном из летних совещаний в Подольске инженер-автодорожник и житель города Василий Блохин выпытывал у проектировщиков характеристики планируемой развязки. Оказалось, что кольцо сможет пропустить максимум 12 тыс. машин в сутки, притом что уже сейчас пропускная способность на ровной трассе в этом месте — 28 тыс. машин в сутки, и это без учета жителей Кузнечиков. Как ранее рассказал «МК» заместитель начальника Главного управления дорожного хозяйства Дмитрий Гизетдинов, скорее всего эстакаду над кольцом могли бы построить после окончания строительства самого кольца — то есть году в 2015-м. Прибавьте сюда процедуру изъятия земли через суд, которую можно начать только в следующем августе, и сам судебный процесс и получите 2016–2017 годы. Как до этого времени должны ездить люди через кольцо, которое не пропустило бы даже сегодняшний поток, не разъяснялось. Василий Блохин говорит, что разработчики запроектировали в городе еще худшие пробки, так что жители Кузнечиков могли оказаться в гетто.
Подольчане и климовчане, которые также недовольны проектом трассы и уже направили письмо в Генпрокуратуру с 3000 подписей, предлагают провести открытый конкурс проектов, разработанных различными проектными организациями, и на публичных слушаниях совместно с гражданами выбрать тот проект, который максимально эффективно решит транспортные проблемы и при этом не нанесет вреда экологии городов, а также не ущемит интересы жителей. «Пожалуй, мы стоим на пороге создания судебного прецедента», — говорит адвокат жителей Подольска. По его словам, в нашей стране еще не было судебной практики отмены проекта планировки территории для строительства дороги стоимостью несколько миллиардов из-за нарушения частных интересов отдельных граждан.
Мораль
Надо думать, решение областного суда станет переломным моментом, после которого госстроителям и проектировщикам сложнее будет объяснять свои скандальные проекты редким профессионализмом, а протесты горожан — столь же редким невежеством. «Если бы жители имели архитектурное образование, они бы не спрашивали, почему мы строим высотки на огородах. Это такой архитектурный контраст», — важно говорила когда-то высокопоставленная чиновница Пушкинского района. Подольская история стала первой победой обычных граждан над строительным беспределом, который сегодня в Подмосковье почему-то воспринимается как данность. Жители доказали, что бороться за свои права, отстаивать свое человеческое достоинство можно и нужно. И жить здесь, на своей земле, строить будущее своим детям – стоит.