До сих пор 60% уличной рекламы размещено незаконно. «Чтобы навести порядок в этой сфере, с 2013 года в Москве начинают действовать новые правила размещения рекламных конструкций», — заявил 11 декабря на заседании столичного правительства Сергей Собянин. Принимая их, власти, по его словам, исходят из принципиально иной логики: «не город является большим рекламным носителем, а, наоборот, реклама должна служить украшением городской среды».
Как рассказал руководитель Департамента СМИ и рекламы Владимир Черников, столица будет поделена на 14 зон, для каждой из которых устанавливается перечень допустимых к размещению типов рекламных конструкций. В центре ограничения более жесткие: например внутри Бульварного кольца вводится запрет на сити-борды, а с площадей внутри Садового кольца планируется убрать все щиты размером 3 × 6 м. За пределами ТТК допускается размещение всего ассортимента рекламных носителей. По словам Черникова, антирекламную политику правительства Москвы поддерживают 82% горожан, но есть и недовольные. «С московской рекламной гильдией у нас складывается непростой разговор», — признал он.
Конфликт, очевидно, обострится в начале 2013 года, когда власти начнут демонтировать не попавшие в правила штендеры (металлические щиты-раскладушки), панель-кронштейны (объявления на световых опорах), пешеходные ограждения и флаговые конструкции. Чиновники сочли их «небезопасными и устаревшими» и запретили к использованию на улицах города.
Еще порядка 13,5 тыс. конструкций предполагается демонтировать, когда власти разработают новую схему размещения уличной рекламы и будут готовы к проведению аукционов. Задача это непростая. Как пояснил Черников, места для рекламных конструкций планируется вычислять «при помощи спутниковой системы определения координат». Впрочем, уже сейчас известно, что в отличие от малого бизнеса крупные сетевые операторы от очередной встряски рынка практически не пострадают. По новым правилам в Москве будет возможно размещение почти 7,5 тыс. щитов 6 х 3 м (сейчас их 8,5 тыс.) и 881 сити-борда (сейчас их 1077 штук).
Кроме того, на заседании правительства были утверждены новые правила размещения вывесок на фасадах зданий. На первом этапе — с 1 июля 2013 года — они будут действовать на территории 10 пилотных кварталов (по одному в каждом округе). Планируется запретить размещать вывески выше линии второго этажа, а также в зоне размещения квартир, на лоджиях и балконах многоквартирных домов и на архитектурных деталях фасадов. Максимальный размер вывески не должен превышать 0,5 м в высоту и 10 м в длину. «В случае добровольного неприведения вывесок в соответствие с правилами они демонтируются по предписанию ОАТИ», — рассказал главный архитектор города Сергей Кузнецов.
Еще более жесткие требования устанавливаются для 4 «пилотных» улиц (Тверская, Воздвиженка, Большая Садовая и Новый Арбат). Здесь вывески должны размещаться в соответствии с разработанной Москомархитектурой архитектурно-художественной концепцией, в которой будут определяться их месторасположение, высота, способ подсветки, цвет, шрифт и размер букв. Концепцию предполагается разработать к 1 апреля 2013 года, после чего у предпринимателей будет три месяца на выполнение пожеланий чиновников. Кузнецов сообщил, что в эксперимент также решено включить 15 торговых и развлекательных центров, театров и кинотеатров Москвы. Владельцам каждого из этих объектов придется разработать проект наружного информационного оформления здания и утвердить его в Москомархитектуре.
Результаты эксперимента планируется подвести в ноябре 2013 года. «Его итоги станут основой для введения новых правил размещения вывесок на всей территории Москвы», — сообщил Сергей Кузнецов.