За разъяснениями «МК» обратился к вице-президенту подмосковной Адвокатской палаты Юрию Боровкову.
— Был разговор о том, что они подготовили жалобу, — подтвердил он. — Однако пока она не поступала.
По словам Боровкова, разбирательство по жалобе в любом случае будет закрытым — это стандартная процедура. После возбуждения дисциплинарного производства квалификационная комиссия рассмотрит аргументы сторон и проверит действия адвокатов на соответствие кодексу профессиональной этики. Если комиссия согласится с доводами Самуцевич, то она может рекомендовать Совету палаты лишить адвокатов их статуса и права заниматься адвокатской деятельностью. Это решение юристы могут оспорить в суде. Совет чаще всего соглашается с мнением квалификационной комиссии и лишь в редких случаях возвращает ей дело на повторное рассмотрение. Вся процедура занимает два месяца.
Боровков также подчеркнул, что палата может «принять примирительные процедуры» — например, адвокаты вернут девушке документы и ключи, а она в ответ отзовет жалобу.
Все бы ничего, но в этой схеме есть целых три узких места. Первое — принятие решения о возбуждении дисциплинарного производства. Такое решение принимает единолично президент палаты Алексей Галоганов. Если он решит, что оснований для рассмотрения дела нет, оно на этом и закончится. Второе — состав квалификационной комиссии. Помимо самого Галоганова и шести членов Адвокатской палаты в нее входят судья Мособлсуда, два представителя Минюста и один — от Мособлдумы. То есть люди, которые априори могут быть проводниками административного давления.
Правда, Юрий Боровков обещает, что комиссия будет оперировать не симпатиями, а фактами:
— Существуют конкретные процедуры и доказательства, их можно проверить, могут привлекаться другие лица, — сказал он. — Если Виолетта Волкова что-то допустила, она будет давать объяснения и будет наказана, если действительно удерживает документы.
Но вот вопрос о том, как Самуцевич или Волковой доказать свою правоту, остается загадкой. До сих пор конфликт между ними развивался по принципу «мое слово против твоего». В рамках дисциплинарного дела, конечно, никто не будет производить обыски, выемки документов и проверки на детекторе лжи. А значит, вопрос в том, кому поверит квалификационная комиссия, состоящая из судей и сотрудников Минюста.
— Если адвокатская палата занимает жесткую позицию и не сдает адвокатов, что чаще всего и происходит, то сделать ничего нельзя, — сказал «МК» источник, знакомый с деталями дела. Он пояснил, что дело Самуцевич для российских юристов пока еще в диковинку: «Использование имущества клиента в своих интересах является главной причиной изгнания из пула адвокатов в Америке, ну а у нас — пьянка и неявка на процесс».