Фильмы показывали не только в Доме кино, но и в университетах. Спокойных обсуждений было мало. Выяснилось, что люди плохо знают и редко видят российское кино, не всегда готовы к правдивому разговору о жизни. Даже «Магнитные бури» почти десятилетней давности вызвали резкую и непримиримую реакцию: режиссера обвиняли во всех смертных грехах, призывали к ответу как художника.
Но особенно бурные дискуссии спровоцировал «Конвой». Некоторые зрители после него уходили, будто ударенные обухом по голове. И все-таки, судя по словам во время обсуждения, эта жесткая картина будит наш уснувший разум. Студенты наперебой говорили о том, что нас специально отвлекают от серьезных тем сплошным КВНом и «Домом-2», чтобы мы думали только о том, как выпить пива и погрызть семечки. Держат в страхе, потому что так нами легче управлять — ведь
именно страх делает людей еще большими рабами. Тем, кто жаждал «позитивных чувств», исполнитель главной роли в «Конвое» — капитана, конвоирующего дезертира в часть, Олег Васильков ответил, что нет такой таблетки, чтобы стало хорошо.Побывал «Сталкер» и в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте, который тут имеет такой же статус, как МГУ в Москве. Университетский квартал напоминает огромный дом с натуральным хозяйством. Разве что не хватает роддома и кладбища, как шутят преподаватели вуза. Есть здесь и памятник работы Михаила Шемякина — инопланетные существа в противогазах. Созданный через год после трагедии в Беслане, он долго не мог найти пристанища, пока один смелый педагог-архитектор не взял ответственность на себя. Теперь это одна из достопримечательностей университета.
Во Владикавказе до сих пор сильны воспоминания о событиях в Кармадонском ущелье, в котором 10 лет назад погибли съемочная группа Сергея Бодрова, знаменитый осетинский конный театр со всеми главными артистами и жители ближайших селений. Невозможно здесь забыть и о том, что происходило в Беслане 1 сентября 2004 года. На одном из обсуждений «Сталкера» немолодая женщина вспоминала, как в захваченной террористами школе, где людям, несмотря на мольбы, не давали ни глотка воды, брат брату пускал в рот слюну — хоть какая-нибудь влага. «Эта трагедия вселила надежду. Не все потеряно, если у нас растут такие дети», — сказала она.
Каждый прилетающий во Владикавказ попадает прежде всего в аэропорт Беслана. И ему не миновать по пути «Города ангелов» — места, где покоятся жертвы страшной трагедии. Нет в мире печальнее кладбища: всюду — только дети. Они смотрят на тебя с одинаковых гранитных плит. Кому-то 2 года, кто-то погодки — брат с сестрой, кто-то братья-близнецы. Кто-то лежит целыми семьями. В огромных хрустальных вазах стоят цветы. Неподалеку — останки школы, зияющей пустыми глазницами. Спортивный зал, где мучили ни в чем не повинных людей, уставлен венками и детскими игрушками, бутылками воды, которую так просили дети. На стенах их портреты — те же, что на кладбище. В пробоине пола — букет цветов. На стенах — листки со стихами, написанными девочками незадолго до случившегося: «Мне билет заказан в рай», «Я ангелом на небо улечу». На столике лежит альбом, где люди оставляют свои послания. Их много от родственников тех, кто погиб во время захвата школы. Детским почерком написано без знаков препинания: «Это я твоя сестра младшая мама тебя любит папа тоже и скучаем все у тебя бы сейчас был племянник». А вокруг — ни души.
На этом месте решено создать мемориал и установить Храм бесланских младенцев. Устроителям «Сталкера» пришла идея организовать во Владикавказе фестиваль детских фильмов. Их ведь в мире снимается немало, особенно в Скандинавии и Германии. Это только мы давно сдали позиции по части детского кино...
С кинофестивалем совпало и еще одно — совсем уж необычное мероприятие. В Русском театре им. Вахтангова отмечали 100-летие со дня рождения Бориса Лакути — одного из крупнейших директоров местного завода. Он оказался родным дядей руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева — старшим братом его матери, которая во Владикавказ приехать не смогла по состоянию здоровья. Сам Валерий Гергиев прилетел на родину на частном самолете и лично присутствовал в зале, выслушав массу удивительных историй про своего родственника. Тот ему был как отец. На Кавказе вообще понятие родства совсем иное. Когда Валерию, выпускнику местного музучилища, надо было ехать на свой первый конкурс, именно Борис Лакути занимался его экипировкой.
Если хочешь понять, что за человек Валерий Гергиев, — отправляйся в Осетию. Самому ему пришлось на время задержаться, чтобы проводить в последний путь мать своего друга. Удивительно, но во Владикавказе люди едва ли не каждый день идут к кому-то на похороны — к близким и не очень людям. Считается, что важнее проводить человека в последний путь, чем прийти к нему на день рождения. Потому что нет ничего грустнее, чем наблюдать прощальную процессию, на которой присутствует всего два человека.