Вкратце напомню суть проблемы. Точное место захоронения Казимира Малевича многие годы было неизвестно — знали только, что оно находится недалеко от поселка Немчиновка, где многие годы жил художник. С помощью сложнейших розыскных работ могилу все-таки удалось обнаружить несколько лет назад. Однако это не остановило частную строительную компанию, которой странным образом удалось забрать некогда государственную землю под строительство жилого комплекса «Ромашково-2» (на 1270 квартир), когда точное место нахождения могилы было уже известно. Прах автора «Черного квадрата» оказался во дворе стройки, прямо перед входом в подъезд, подход к которому должны заасфальтировать (если уже этого не сделали — на территорию стройки ни поборников Малевича, ни журналистов не пускают).
После статьи в «МК» в Немчиновку приехали консультант отдела Управления использования объектов культурного наследия Анна Четверикова вместе с юристом и двумя родственниками Малевича — Станиславом Богдановым и Владимиром Филоновым (он также председатель совета некоммерческого партнерства «Немчиновка и Малевич»). В итоге представитель минкультуры области обещала главе некоммерческого партнерства Александру Матвееву оказать поддержку.
— Строительная компания категорически против того, чтобы делать во дворе жилого комплекса мемориал, — рассказывает «МК» глава партнерства «Немчиновка и Малевич» Александр Матвеев. — Они сказали, что будут судиться и до последнего бороться за территорию. Да и нет смысла устанавливать памятный знак там — слишком близко могила к дому. Оптимальное решение — извлечь прах Малевича и перенести его через дорогу, на свободную территорию. Администрация города Одинцова обещала заняться этим вопросом и включить этот кусок земли между закрытым поселком «Малевич» и комплексом «Ромашково-2» в состав города под конкретный проект — культурно-туристический комплекс, посвященный Казимиру Малевичу и художникам первой волны русского авангарда. Но я до сих пор не могу переговорить с человеком, который занимается этим вопросом, — он то болеет, то в отпуске. Уже второй месяц...
Пусть медленно, но процесс идет. Идею строительства культурного комплекса поддержала Третьяковская галерея и Минкультуры РФ. Сама идея включает в себя два этапа. Первый из них — строительство на месте перезахоронения праха художника высокого архетиктона (выше шестиэтажек напротив) — супрематической башни, вроде тех, что создавал Казимир Малевич. Одна из них хранится в Третьяковской галерее. Второй этап — возведение комплекса, в котором можно было бы разместить информацию о жизни и творчестве как самого супрематиста, так и других художников первой волны русского авангарда, таких как Василий Кандинский и Владимир Татлин.
Первоначально Матвеев надеялся, что Русский музей (где хранится самая большая в России коллекция произведений Малевича) согласится выдавать для экспонирования некоторые работы художника. Однако музей отказал — понятно, что пока нет здания, сложно говорить о сохранности картин, возраст которых около ста нет. Потому появилась другая идея наполнения культурно-туристического комплекса. Предполагаемую концепцию изложила замдиректора Третьяковской галереи Лидия Иовлева, которая не первый год следит за судьбой захоронения Малевича.
— Была предложена интересная, с нашей точки зрения, идея по созданию, наполнению и функционированию архитектона Малевича, — значится в письме ГТГ. — На каждом этаже могут демонстрироваться в современном исполнении с текстами, написанными ведущими искусствоведами, телевизионные клипы, соответствующие этапам жизни и творчества Казимира Малевича от рождения до смерти, с возможностью интерактивного участия зрителей. Изобразительный ряд может быть выполнен в 3D. […] Наверху предлагается поставить телескоп — «Юпитер смотреть». По Интернету обсерваторию можно связать с действующими ведущими обсерваториями мира и в реальном времени увидеть Юпитер.
Матвеев к этому добавляет: «Мы можем выставлять работы художников, которые каждый год делают выставки на день рождения и день смерти Малевича. Вообще, многие современные художники делают произведения по следам Малевича — мы можем их привлечь. Очень важно показать космизм художника, ведь Малевич много времени отдавал изучению небесных тел и Вселенной».
Кроме концепции у защитников наследия Малевича еще много хлопот — нужно создать попечительский совет будущего культурного центра, туда должны войти ведущие специалисты по Малевичу, например Александра Шатских, а также известные люди от культуры. А главное, нужно искать деньги на реализацию проекта.
— Нас могут поддержать люди, живущие в поселке «Малевич» (где около тридцати лет стоит памятный знак художнику в виде бело-красного куба. — М.М.), но скорее помогут иностранцы — например, поиски могилы Малевича спонсировал немец Йохан Вермут — он поклонник Малевича, давно ведет бизнес в России и не понимает, как можно так поступать со своим наследием. Многие иностранцы интересуются Малевичем, собирают его работы, в Нью-Йорке большая организация занимается публикацией его трудов и проведением различных мероприятий, посвященных художнику. Но мне бы хотелось, чтобы строительство делалось за счет русских — все-таки это наше наследие.
В 2015 году исполняется сто лет с момента создания легендарного «Черного квадрата». Будем надеяться, что к этому моменту вопрос с прахом и музеем Малевича будет решен.