— Заметьте, наводят лоск на центральных улицах, где проедет кортеж из машин с высокими чиновниками, — говорят жители улицы Адагумской. — А окраинам это глянцевое покрытие не светит.
— А нам этот сайдинг даром не нужен! — кричат в ответ те, кто живет на улицах Лермонтовской, Свердлова и Маршала Гречко. — У нас стены все в пятнах, покрыты грибком, никаким дезинфицирующим раствором не обрабатывались. Строители приехали, поставили леса и, не спрашивая у нас разрешения, начали прямо по плесени облицовывать стены панелями…
— У нас в двухэтажном доме №124 по улице Маршала Гречко по стенам пошли трещины. У тех квартир, что находятся прямо над котельной, между потолком и несущей стеной вообще образовался зазор, дом попросту поехал, — говорит Юлия Бойко. — Мы просили, чтобы дом признали аварийным и снесли. Нам отказали, прислали бригаду строителей, рабочие все замазали на скорую руку. Впереди зима — боимся, что в трещины в стенах, которые только сверху «претерпели» косметический ремонт, попадет вода, образуется лед, и дом попросту рухнет. Зато сверху все красиво — в бежевом сайдинге! Нашим местным властям лишь бы быстрее отчитаться, что город восстановлен…
Строители пытаются убедить: «Сайдинг не закрывает наглухо стены дома и позволяет фасаду дышать. В нижних кромках панелей находятся отверстия для вентиляции и отвода конденсата». Местные жители парируют в ответ: «Снаружи — лоск, а вы зайдите вовнутрь — вонь такая, что впору на нос прищепку надевать».
«Заходишь в дом — невозможно дышать. Начинает тут же першить в горле, в носу, — говорит координатор гуманитарной помощи лагеря «Добрый» в Крымске Наталья Киселева. — Врачи говорят, что в этих домах нельзя жить, так как это может нанести непоправимый вред здоровью. До сих пор в подвалах домов лежит принесенная наводнением грязь вперемешку с илом».
По словам волонтеров, они добыли 14 тепловых пушек и просушили часть помещений, но охватить все дома не смогли.
Заместитель главы города Алексей Мордовин не видит в этом проблемы:
— Каждую неделю в пятницу мы проводим планерки по ремонту этих домов. На них присутствуют как строители, так и представители домовых комитетов. Никто из общественников не жалуется на «душегубку». Где была сырость, рабочие ставили тепловые пушки. Я сам профессиональный строитель, готов выслушать и помочь каждому. А волонтеры, видимо, отрабатывают свой хлеб. Кому-то надо и волну гнать — мы же в России живем. Кто такая эта Наталья Киселева? Я такой не знаю. Пусть придет и расскажет, о каких конкретно домовладениях идет речь. Мы работаем в авральном режиме, чтобы, пока стоит благоприятная погода, закончить ремонт пострадавших при наводнении домов. Работа идет полным ходом, никто под приезд Путина не подстраивается. Мы даже не знаем, когда ожидается его визит. Вот сдали в новых микрорайонах «Озерки» и «Надежда» дома, поступили жалобы, что автобусы плохо ходят, — мы пустили по этому маршруту еще три машины. На очереди — берегоукрепление, реконструкция мостов. Скоро Крымск будет выглядеть по-новому.