Света из Нижнего Тагила
Игорь Рюрикович Холманских стал одним из олицетворений нового срока путинского президентства. Считается, что в России заморожены социальные лифты? Но назначением Холманских на должность полпреда глава государства как бы говорит, что резкое возвышение в текущих условиях возможно. Вопрос, правда: за счет чего же возможно это возвышение? Вообще-то на первом месте при карьерном росте должна быть профессиональная компетентность, опыт, авторитет. Однако «феномен Холманских» показал, что в России главным является личная преданность главе государства. Как бы ни было обидно Игорю Рюриковичу, но ближайшим аналогом его стальной карьерной поступи можно считать знаменитую Свету из Иванова. Девушку, чье бессвязное бормотание на митинге «нашистов» умилило весь Интернет. «Овощи, рожь там, вот это вот всё». Теперь она среди звезд телеэкрана.
Холманских, напомним, прославился во время прямой линии Путина с россиянами в декабре 2011 года. «Меня зовут Холманских Игорь. Я начальник сборочного цеха. Хотел спросить вас про американские ПРО, но есть вопрос, о котором душа болит. В трудные времена, Владимир Владимирович, вы приезжали к нам на предприятие и помогли нам. Я хочу сказать про эти митинги. Если наша милиция, или, как сейчас она называется, полиция, не умеет работать, не может справиться, то мы с мужиками готовы сами выйти и отстоять свою стабильность, но, разумеется, в рамках закона».
Холманских не зря упомянул про закон, потому что выступление рабочего однозначно было воспринято как угроза физической расправы над оппозиционерами. Холманских своей речью предвосхитил интригу последующей президентской кампании: противостояние «креативного» класса и «простого народа» — комбинация, которую в дальнейшем с успехом разыграли политтехнологи Путина.
Рюриковичи мы
Трудовой путь Холманских на нижнетагильском «Уралвагонзаводе» выглядит следующим образом: после окончания института стал инженером-механиком, затем начальником участка, начальником механосборочного цеха. С августа 2011 года занял пост начальника сборочного цеха №130 (производство танков). В принципе в подчинении Холманских и на заводе было огромное число людей. Чего можно было бы ожидать от рабочего человека на высоком государственном посту? В первую очередь — защиты прав трудящихся, улучшения условий их труда, отстаивания их интересов в высоких властных кабинетах. Однако с первых же дней все пошло по несколько иному сценарию...
Первой инициативой Холманских на посту полпреда стало... требование ограничить возможность получения высшего образования. На встрече с региональными активистами собственного движения новоиспеченный полпред посетовал, что людей с «вышкой» в России слишком много, а рабочих слишком мало. А потому молодым людям надо срочно менять свои планы и поступать не в вузы, а в техникумы. «Перекос с высшим образованием никакая экономика не выдержит», — отчеканил полпред. Холманских также привел цифры, согласно которым в 1980-х годах высшее образование имело 25% населения страны, а сейчас — порядка 90%.
Однако быстро выяснилось, что, во-первых, цифры, приведенные полпредом, не соответствуют действительности. По данным Института развития образования, в России «вышку» имеет 18% населения. Кроме того, Холманских не торопится подтвердить свои призывы собственным примером. Его дети не хотят быть рабочими: сын планирует стать врачом, а дочь — учителем английского языка. Сам Холманских не исключает, что будет получать второе высшее образование.
— Заявление Холманских оказалось не только безответственным, но и вредным для региона, — сказал корреспонденту «МК» екатеринбургский политолог Константин Киселёв. — Минобразования теперь планирует закрыть в Екатеринбурге Архитектурный и Театральный институты, несколько филиалов крупных вузов в Нижнем Тагиле.
Второй раз в несоответствии собственным «рабочим идеалам» Холманских уличили в связи с «квартирным вопросом». Дело в том, что резиденция полпреда представляет собой шикарный дворец в центре Екатеринбурга, выстроенный предшественниками Холманских на средства федерального бюджета. «Пролетарскому» полпреду предложили из дворца выехать, а здание отдать социальным учреждениям. С точки зрения предполагавшейся рабочей идеологии это было логично. Однако полпред официально отказался, пояснив, что во дворце ему удобно, а переезд был бы слишком затратным. Ломать другие традиции чиновничества Холманских также не стал: по дорогам передвигается со спецсопровождением, живет в правительственной резиденции, которую сразу после его переезда решили обнести колючей проволокой.
Впрочем, даже слова вызывают немало вопросов. Например, Холманских предложил вернуть звание Героя Труда, приравняв его к званию Героя России. И как-то забылось, что в СССР были герои не просто труда, а труда социалистического! Социализм канул в Лету, а при капитализме вообще-то каждый работает на себя и на собственника. Какие тут могут быть герои? Сразу появилось предположение, что Героями Труда будут становиться не те, кто много работает, а те, кто поддерживает мудрые начинания президента и правительства. Тогда первым лауреатом должен стать сам Игорь Рюрикович.
Голодовка, забастовка и шантаж
Предложение о возвращении геройского звания было озвучено на конференции движения «В защиту человека труда» — главного политического детища Холманских. Конференция, где движение было объявлено всероссийским, прошла почему-то в Тюмени. В городе не так много промышленных предприятий, а те, что есть, относятся к благополучному нефтегазовому сектору. Видимо, поэтому этот город и был выбран для зарождения «трудовых защитников» — движению не грозило с первых же дней столкнуться с реальными проблемами рабочих, например в виде митинга у собственных стен.
На той же конференции чуть не случилась громкая сенсация: в проекте программы движения обнаружилась критика «Единой России», которую упрекнули в элитарности. Единороссы предсказуемо огрызнулись, но «рабочие» поспешили взять свои слова обратно. Виноватыми, как часто водится в таких ситуациях, оказались журналисты, которые неправильно поняли и извратили проект программы. В общем, оказалось, что идти до конца полпред явно не готов, отвечать за свои слова — тоже. При этом за скобками остается вопрос о том, почему вообще государственный чиновник в рабочее время занимается политической деятельностью вместо выполнения служебных обязанностей.
Какими достижениями может похвастать движение «В защиту человека труда»? Об этом корреспонденту «МК» рассказал сопредседатель движения Андрей Ветлужских: «Главный результат — строительство структуры самого движения. У нас есть отделения в 7 регионах. Это все субъекты Уральского округа плюс Пермский край. В каждом регионе в свою очередь по 20 отделений в разных городах. Обсуждаются инициативы по превращению движения в общероссийское. Рассчитываем сделать это до конца года. Вторым важным направлением можно назвать поддержку проектов, направленных на защиту трудящихся. Могу назвать активное содействие конкурсу «Славим человека труда», «Город профессий», «Трудовые династии», «Виртуальная доска почета». Активно обсуждается проект программы движения».
Все это было бы не так прискорбно и карикатурно, если бы не одно обстоятельство: реальной, а не виртуальной «защитой человека труда»... Холманских так и не занялся. Натравливая рабочих на интеллигенцию, он предпочитает молчать тогда, когда защита действительно требуется. В начале сентября сразу на четырех промышленных предприятиях Свердловской области начались протестные акции. Рабочие требовали не политических прав и свобод, а улучшения материальных условий труда — стабильной зарплаты, рабочих мест. Первыми объявили голодовку рабочие завода «Автомобили и моторы Урала». Вышли на забастовку шахтеры в городе Североуральск и трудяги Верхнесинячихинского металлургического завода. Также бастовали работники Богословского алюминиевого завода (БАЗ) из-за планов руководства «Русала» по сворачиванию электролизного производства.
Где же в это время был Холманских? Достаточно одного примера. Вечером 3 сентября работники шахты «Красная шапочка» в Североуральске отказались выходить из забоя, требуя пересмотра графиков работы и повышения зарплаты. Весь день 4 сентября шахтеры оставались под землей, добиваясь переговоров с работодателями. Чем в это время занимался «защитник человека труда»? Вот впечатляющее сообщение его пресс-службы от 4 сентября: «Сегодня полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Игорь Холманских провел встречу с лидером популярной рок-группы «Чайф» Владимиром Шахриным. Поскольку Шахрин помимо музыкального творчества активно занимается развитием и продвижением в Свердловской области хоккея на траве и является членом попечительского совета спортивного клуба «Динамо», стороны обсудили перспективы развития на Урале этого вида спорта... Полномочный представитель Президента России в УФО Игорь Холманских поддержал музыканта в его стремлении вывести традиционный уральский рок-фестиваль на качественно новый организационный и исполнительский уровень».
Ситуацию с БАЗом, где закрывается алюминиевое производство, Холманских прокомментировал одним из последних, уже после того, как в дело вмешалась прокуратура, областные власти и всевозможные политики. «Хозяева завода решили закрыть производство из-за его нерентабельности. Это связано с тем, что цены на алюминий упали, а само производство очень затратное. Но краснотурьинцы один на один с проблемой не останутся, движение «В защиту человека труда», которое я возглавляю, и президент Владимир Путин помогут им», — сказал полпред.
Впрочем, посетить Краснотурьинск Холманских так и не удосужился. Окончательно позиция Холманских по «трудовому» вопросу прояснилась, когда он заклеймил голодающих рабочих как... шантажистов. Во время прямой линии в одном из уральских изданий рабочий Верхнесинячихинского завода просил обещать, что уволенных с предприятия сотрудников вернут обратно на работу. Ответ был неожиданным: «Это самый настоящий шантаж! Голодовка — не метод решения вопросов. Где работа профсоюзных организаций на предприятиях?» — возопил Холманских.
Так что рабочий класс в лице нового полпреда защитника не нашел. Но не воспринимает уральского представителя президента всерьез даже региональная элита: в чиновничьих кабинетах о нем нередко отзываются как о марионетке, которая разыгрывает чужой сценарий. Сложные отношения у Холманских со своим предшественником, а ныне губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. После первых трагикомических идей с ограничением высшего образования и присвоением звания Герой Труда Холманских практически полностью перестал общаться с журналистами. Его косноязычие стало отдельным поводом для едких насмешек среди уральской элиты. Особенно популярным в этом смысле стал видеоролик, посвященный визиту Холманских в молодежный лагерь «Селигер». На видео видно, как полпред обходит лагерь, ему много раз задают вопросы, но он... просто молчит.
Многие ждут, что через какое-то время Холманских уедет в Москву, где будет руководить своим движением, переродившимся в политическую партию. С другой стороны, и перспективы его движения политологам представляются туманными. «Холманских отличился исключительно созданием бюрократического аппарата. Реальных, стоящих дел за его движением не числится», — говорит директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Так или иначе, с каждым днем пребывания полпреда в своем екатеринбургском дворце отторжение его фигуры только усиливается.
Внешне Холманских представляет собой молчаливого и здорового мужика, но излучает он не столько благожелательность современного политика, сколько злость затравленного пролетария. Однако рабочие ценят в политиках прежде всего верность своему слову. А у полпреда все заявления, интервью, поездки и встречи удивительным образом расходятся с делом. Политическая деятельность бывшего начальника цеха говорит о том, что он находится не на своем месте.