Технологический разрыв
По предварительным итогам, в текущем году впервые большая часть мирового трафика в Интернете прошла с мобильных устройств. Причем примитивные телефоны уступают место планшетникам со множеством функций. Давно стоит вопрос о монетизации этого процесса. В ноябре Google выпустил книгу The mobile playbook — пособие для руководителей фирм из традиционных отраслей на тему, как строить дело в мобильную эру и не разориться. В ней вводится новый термин: t-commerce (tablet-commerce — планшетная коммерция, которая приходит на смену e-commerce и m-commerce, то есть электронной и мобильной коммерции).
По оценкам аналитиков, уровень проникновения смартфонов в России составляет более 30% (то есть их уже имеет почти треть семей). С каждым годом этот показатель будет только увеличиваться, а смартфоны, соответственно, будут становиться доступнее. Как показывают последние исследования рынка мобильных операционных систем, одними из самым популярных приложений для смартфонов и планшетов являются игры.
Так, объем российского рынка мобильных игр в 2011 году составил около $50–70 млн. Российский рынок игр для мобильных устройств активно развивается, в ближайшие годы сохранятся достаточно высокие темпы роста. Кроме того, качество и скорость мобильного Интернета постоянно увеличивается, а качество игр для мобильных платформ все ближе приближается к консольным проектам.
Михаил Рязанов, руководитель направления мобильных игр Mail.Ru Games, считает, что эти изменения связаны с высоким уровнем проникновения смартфонов. «Современные операционные системы для мобильных устройств обладают удобными магазинами приложений, в которых можно легко найти качественные и графически сильные игры. Кроме того, качество и скорость мобильного Интернета постоянно увеличивается, а качество игр для мобильных платформ все ближе к консольным проектам», — радуется он.
Однако к «большим» сетевым играм, в которые играют миллионы людей на всей планете, доступ российских пользователей затруднен. Причина тому — неразвитость платежных систем. В игры люди не только играют, но и давно зарабатывают (и тратят) там деньги, о чем «МК» уже писал (см. заметку «Подлинные ценности можно купить за игровые деньги» в «МК» от 15 октября).
Но проблема в том, чтобы быстро и дешево перевести игровую валюту и реальные деньги от одного пользователя к другому. Зарубежный участник может это сделать, лежа на диване, за несколько секунд и почти бесплатно. Российскому же в 90% случаев надо ехать в офис платежной системы, сталкиваться там с постоянно неработающим сервисом и платить за все это сомнительное удовольствие солидный процент (до 2–4% от суммы перевода против 0,25–0,5% от суммы за рубежом).
Дело в том, что в России такими переводами, как правило, занимаются платежные системы, а за рубежом — крупные банки. У банков сервис заведомо мощнее и надежнее, но отечественная банковская система пока смотрит на электронную коммерцию, а тем более на игроков, весьма косо.
Банкам, конечно, нужны дополнительные клиенты. Загвоздка в том, что им надо модернизировать платежную систему под стандарты, принятые в электронной коммерции. Например, прохождение платежа в любую точку земного шара за 15 минут, а не за 3 банковских дня, как сейчас принято в России. Этот качественный скачок потребует затрат в несколько сотен миллионов долларов, если на него решится вся банковская система. Пока не решается: выгодней потребительские кредиты под 30–60% годовых выдавать.
Ноу-хау наступают
В России из-за нерасторопности банков наметилось технологическое отставание в бурно развивающейся сфере. Напоминает 1980-е, когда персональные компьютеры тоже воспринимались как идеологически чуждая зараза, пригодная лишь для игр и просмотра сомнительных фильмов. Оказалось, не только.
«Мобильный» ажиотаж для банкиров, пожалуй, актуальнее, чем для многих других бизнесов. Мобильные операции не только канал продаж, но и абсолютно новое по уровню подстройки под клиента персонализированное предложение. Мобильный телефон или планшет всегда с клиентом; он поставляет банку огромное количество данных о нем. Например, о его местонахождении (геолокация). Направить клиента в ближайший офис, сэкономить на очередях и рабочем времени операционистов выгодно банкам. Но пока осознание этого еще не пришло.
Ведущие специалисты в сфере компьютерных технологий полагают, что полный переход компаний и банков на мобильные устройства — вопрос 3–5 лет. Он может стать лишь переносом интернет-функционала под другое разрешение экрана и производительность. Показательна история, когда разработчикам интернет-версий популярного Twitter пришлось дотягивать оригинал до уровня приложения для iPad, настолько дизайн и возможности отличались от интернет-версии.
Согласно сведениям, приведенным в «Докладе о мировом секторе розничных банковских услуг», подготовленном Capgemini и EFMA, наличие удобного и функционального мобильного банка является весомой причиной, по которой клиенты одного банка готовы сменить его на другой. По их мнению, в следующие 2–3 года мобильные банковские приложения для смартфонов и планшетов обгонят по оборотам интернет-банки.
Сегодня существует множество приложений, дающих гораздо больше возможностей, чем традиционные интернет-банки и их мобильные версии. Правда, пока эти приложения используются узким кругом наиболее продвинутых владельцев гаджетов.
Буквально три месяца назад британский Barclays выпустил приложение под названием PingIt. Показательно, что у Barclays есть отдельное приложение мобильного банка, но этот проект был запущен под собственным брендом, и пользоваться им можно и не являясь клиентом банка.
Адресаты получателей платежей здесь: имена и ники из записной книжки телефона и друзей в Facebook, без строгих ФИО и 20-значных банковских счетов. Очень удобная услуга есть внутри: нажав кнопку «поделиться», пользователь может разделить покупку или счет между своими друзьями или одолжить у них денег внутри приложения, просто скинув им картинку того, на что он просит ту или иную сумму. Вместо того чтобы переводы и платежи делать традиционным способом (вбивая цифры), можно «кидать» деньги пальцем на экране в кошелек. Разработка распространяется вирусным способом, людям «нравится», и они «френдят», то есть добавляют друг друга в друзья.
Недавно American Express совместно с Foursquare впервые запустили акцию, связанную с геолокационной лояльностью: покупатели регистрировались в местах покупок и развлечений и получали скидки при оплате картой AmEx. Отличие от привычных скидок в Foursquare было в том, что скидку давал не магазин, а платежная система. Ей не надо было писать отдельную систему лояльности и продумывать механику ее реализации; все сделала Foursquare. Похожую вирусную механику, построенную на геолокационных данных, потом реализовали AmEx с Твиттером.
На планшетах давно есть услуга под названием Bump. Звучит немного абсурдно, но суть ее в передаче данных посредством «удара» телефонов друг о друга. Помимо этого появился отдельный сервис Bump money, который позволяет путем контакта вашего телефона с чужим передавать деньги.
Одна из очень популярных среди посетителей мировой Сети кофеен (Starbucks) в США запустила два собственных приложения, позволяющих присоединить банковскую карту к телефону и потом, выбрав напитки или блюда, оплатить их кодом с экрана телефона, то есть для этого вы можете не иметь с собой даже банковской карты. Там эта услуга пользуется популярностью и показывает большие денежные обороты.
Контрастом выглядит ситуация в России. 3 декабря депутат Госдумы Владислав Резник предложил законопроект, откладывающий введение национальной платежной системы (НПС) на два года — до 2015-го. Идея НПС тоже была далеко не идеальна с точки зрения мобильного банкинга, но там хотя бы прописывалось существенное ускорение платежей. Теперь хотят отложить на пару лет. Может, сразу на 50, чтобы не мучиться и навсегда закрепить технологическое отставание?