Зачет по экономике
В том, что бюджет успешно пройдет второе и третье чтения голосами «Единой России» и ЛДПР, никто не сомневался. Так и случилось. Интрига состояла в том, что в обеих партиях полно лоббистов. Во втором чтении, когда вносятся поправки, они могли попытаться что-то у государства, что называется, отгрызть. А Минфин, как обычно, должен был с разной степенью успешности отбиваться.
И он отбился, а лоббисты потерпели серьезное поражение. Формально так не скажешь: по результатам рассмотрения 163 поправки были рекомендованы бюджетным комитетом к принятию, а 205 — отклонены. Но по сути ни один принципиальный параметр бюджета изменен не был. Лоббистам оставили некий «садок» в 200 млрд (это полпроцента бюджетных расходов), где они и резвились.
Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что практически по всем вопросам, которые ранее вызывали споры среди депутатов и правительства, удалось найти согласие. Первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков подтвердил, что «удалось найти развязки» практически по всем моментам и что в первую очередь решены задачи, поставленные депутатами при принятии проекта бюджета в первом чтении.
По его словам, на 135 млн рублей увеличены ассигнования на некоммерческие организации, которые, например, занимаются решением проблем людей с инвалидностью. Сумма в 857,3 млн рублей выделена некоммерческим организациям, которые занимаются творческими проектами в сфере культуры. Последнее выглядит несколько издевательски в свете сокращения доли бюджетных расходов на культуру с 5,1% до 3,4%.
При этом постепенно проводится в жизнь идея перекладывания расходов на образование, культуру и спорт с федерального уровня на региональный. Помогать федеральный бюджет тоже будет, но в кредит. Об этом недвусмысленно заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Правда, не в Госдуме, а на учебных курсах для региональных депутатов в Совете Федерации (СФ) 19 ноября.
«Нам говорят: зачем такие большие резервные фонды? Почему не пустить деньги на развитие страны? Но эксперты, в том числе иностранные, считают, что в ближайшие 3 года мы должны быть очень консервативны. Мы эти годы будем жить по очень строгим правилам, чтобы гарантировать выполнение социальных обязательств, данных президентом 7 мая. Нам говорят: у региональных бюджетов нет средств на развитие. Поверьте, федеральный бюджет в таком же положении: ничего на развитие не заложено. Сейчас важнее стабильность. Если мы займемся развитием — поставим под угрозу стабильность», — заявил «ходокам» и жалобщикам из регионов Шувалов. Даже обращение спикера СФ Валентины Матвиенко с призывом «помочь регионам, им надо выполнять указ президента и повышать зарплаты» действия не возымело. «Помочь можно; простить (бюджетные долги. — «МК») — нет», — отрезал Игорь Шувалов. Так что реального повышения зарплат учителям, врачам и другим муниципальным служащим скорее всего не будет.
Езди на танке, а не на метро
Зато правительство нашло новый источник дохода: ростовщичество в виде кредитов собственным регионам. Федеральный бюджет уже начал раздавать им кредиты под невысокий процент. Так, государство не забыло об очередях в детских садах. Субъектам России для их строительства предоставят 8 млрд руб., правда, в кредит.
Впрочем, в некоторых случаях правительство еще готово финансировать строительство объектов гуманитарной сферы. Так, в 2013 году федеральный бюджет выделит регионам 1,7 млрд руб. для приобретения быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов. Еще 300 млн руб. направляются на строительство бассейнов при вузах Минздрава России и 1 млрд руб. выделяется для Минобразования РФ. Но расширение гуманитарных инвестиций в регионы не планируется; наоборот, при дальнейшем ухудшении экономической ситуации предусматривается их сокращение.
Зато увеличены ассигнования на создание и запуск системы учета правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ на 1,2 млрд рублей. Председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров проявил к этому пункту особое внимание. По его словам, это поможет кардинально изменить порядок регистрации преступлений. «Чтобы больше не допустить сокрытие преступлений, найдены реальные деньги, эта работа начата, и мы ее обеспечили в бюджете финансово», — сообщил Макаров.
Работа действительно нужная: это продолжение перевода государственных услуг, в том числе услуг безопасности, в электронный вид. А для обычного человека это может принести ощутимую пользу. Многие сталкивались с тем, что при выезде за рубеж некоторые страны требуют справку о том, что человек не был осужден. В Москве такую справку приходится ждать 2—3 недели (прощай, «горящий» тур). Срок таков, потому что надо запрос во все суды и исправительные учреждения направить, а потом ответы обработать. К сожалению, некоторые части правоохранительной системы еще по бумажной почте переписываются. С 2014-го это безобразие прекратится, а срок изготовления справки должен сократиться до 1—3 дней.
К сожалению, под бюджетные сокращения попал важный инфраструктурный проект — строительство метро. Согласно итогам переписи населения 2010 года, которые публикует Росстат, в России, при медленном общем сокращении населения быстрыми темпами (до 27% за 8 лет) продолжается урбанизация. Люди продолжают стягиваться в мегаполисы; возрастает количество городов-миллионников.
Сейчас их в России 14. В 2011 году в этот «клуб» вступили Красноярск и Пермь. «Миллионером» быть приятно, но мегаполис — это качественный скачок в расходах на инфраструктуру и управление. В частности, для миллионного города метро — жизненная необходимость. Это даже в СССР понимали, и все миллионные города худо-бедно метро обеспечили либо начали строить. Сейчас метрополитеном могут похвастаться лишь 7 российских городов. Еще в трех — Красноярске, Омске и Челябинске — идет строительство.
Возможно, не достроят: битва за возведение метрополитена проиграна (см. «МК» от 17 ноября). Первый зампред Комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева (фракция «Справедливая Россия») во время второго чтения бюджета предложила выделить на строительство метро в России 84 млрд руб., хотя это задача региональных бюджетов. Для получения средств Дмитриева предложила сократить расходы на обслуживание заимствований. На что тут же резко негативно отреагировал министр финансов Антон Силуанов, сказав, что строительство метро — задача муниципалитетов, которым оказывают содействие субъекты, но никак не федеральный бюджет. Принимать такую поправку не рекомендовали ни Антон Силуанов, ни Андрей Макаров, председатель бюджетного комитета Госдумы.
Минфин не случайно так резко отреагировал на просьбу помочь регионам в строительстве подземки. Ранее Минтранс просил для развития метро в России 28 млрд руб. Но и в этих, куда меньших деньгах, было решительно отказано.
На поддержку национальной экономики также не удалось добиться почти никакого увеличения расходов. Правда, в связи с вступлением России в ВТО на ряд «проблемных» отраслей выделили 5 млрд руб. Причем 3 млрд из них — и это единственный успех лоббистов из ЛДПР — получит легкая промышленность. Остальное отдадут сельхозмашиностроению. В целом это мизер. Поддержка отечественной промышленности в сложных условиях ВТО идет в основном за счет законодательных послаблений (не налоговых!) соответствующим отраслям.
Зато осталось неприкосновенным выделение средств на оборону и безопасность, а также на финансирование силовых структур. Видимо, государство хочет, чтобы граждане ездили не на метро, а на танках.
Ничего не меняется
Эксперты как главный недостаток нового бюджета отмечают его перекос в сторону обороны, из-за чего страдает экономика и гуманитарная сфера. Зато государство на этот раз заложило большую сумму денег на полицию для охраны режима внутри страны.
Профессор Василий Солодков, директор Банковского института НИУ ВШЭ, высказался на сей счет довольно резко: «Наиболее спорный момент — военный бюджет. С одной стороны, государство как будто дает понять, что вокруг одни враги, с которыми мы собираемся воевать. С другой стороны, военное министерство просто деньги пилит. Ведь информация полностью непрозрачная».
Заметим, что эксперт высказал свое мнение еще до отставки министра обороны Анатолия Сердюкова, сопровождавшейся громкими коррупционными разоблачениями в военном ведомстве. И на прилегающих территориях.
В постановление Госдумы о принятии бюджета во втором чтении перечислены рекомендации Правительству РФ. Среди них — рассмотреть вопрос о выделении дополнительных средств на обеспечение программной деятельности российских центров науки и культуры Россотрудничества за границей.
Также правительству будет необходимо рассмотреть вопрос о дополнительном выделении средств на обеспечение работы Парламентской ассамблеи ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), обеспечение финансовой помощи регионам для обеспечения жильем детей-сирот.
Кроме того, депутаты рекомендовали правительству рассмотреть вопрос о выделении средств на празднование 250-летия Государственного Эрмитажа, на ввод второй сцены Мариинского театра и на строительство Хакасского краеведческого музея.
С этими рекомендациями к третьему чтению правительство согласилось. Если принципиально ничего не меняется — можно и политес соблюсти. Представители правительства согласились и с тем, что дополнительные доходы бюджета в 2013 году будут в приоритетном порядке направляться на поддержку сельского хозяйства и техническое перевооружение агропромышленного комплекса.
Итак, бюджет принят, работа Госдумы над ним закончена. В кулуарах Думы есть слух, что Президент РФ Владимир Путин намерен подписать бюджет 3 декабря. Для этого Совет Федерации должен принять его на этой неделе. В том, что сенаторы так и сделают, никаких сомнений нет. Во власти сложился консенсус с затягиванием поясов населения на три года. Проживем. А там уже к выборам надо готовиться: глядишь, и бюджет мягче станет.
Параметры бюджета после третьего чтения
В 2013 году ВВП должен составить 66,515 трлн руб. Инфляции не выше 5,5%. В 2014 и 2015 годах ВВП в 73,993 трлн руб. и 82,937 трлн руб. соответственно. Инфляция не выше 5%.
Цена на нефть на 2013, 2014, 2015 годы по макроэкономическому прогнозу составляет $97, $101 и $104 за баррель соответственно. При новом бюджетном правиле цена на нефть, заложенная в расчете доходов и расходов бюджета, учтена в размере $91, $92 и $93 доллара за баррель соответственно.
Доходы бюджета в 2013 году составят 12,866 трлн руб.; расходы — 13,387 трлн руб. Дефицит федерального бюджета составит в 2013 году 521,415 млрд руб., или 0,8% ВВП.
На 2014 и 2015 годы доходы бюджета определены в размере 14,063 трлн и 15,616 трлн руб. Объем расходов в 2014 году составит 14,207 трлн руб., в том числе условно утвержденные 355 млрд руб. На 2015 год расходы прогнозируются на уровне 15,626 трлн руб., условно утвержденные 781,3 млрд руб. Дефицит бюджета в 2014 год — 143,6 млрд руб., на 2015 год — 10,8 млрд руб. (0,2% ВВП и 0,01% ВВП).
Финансировать дефицит планируется за счет заимствований и средств от приватизации федеральной собственности. Объем госзаймов в 2013 году не более $7,271 млрд, что соответствует уровню 2012 года. Возможен также значительный объем заимствований с внутреннего рынка: в 2013 году — 1,213 трлн руб., в 2014 году — 842,178 млрд руб., в 2015 году — 1,115 трлн руб.
Нормативная величина Резервного фонда — 7% ВВП. После ее достижения не менее половины дополнительных нефтегазовых доходов могут быть направлены в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Оставшиеся средства предполагается направлять на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов.
Прогнозируемая величина Резервного фонда по итогам 2013 года составляет 3,174 трлн руб., 2014 года — 3,882 трлн руб., 2015 года — 4,723 трлн руб. Величина ФНБ на конец 2013 года 2,770 трлн руб., 2014 года — 2,843 трлн руб., 2015 года — 2,848 трлн руб.