Из-за малого количества профессионалов компании не скупятся. Зарплаты командиров воздушных судов исчисляются не одной сотней тысяч рублей в месяц. Больше того - во многих компаниях существует штраф в несколько миллионов рублей, если летчик разрывает контракт (нужно проработать не меньше 5 лет). Так вот, перевозчики готовы перекупать летчиков, выплачивая вместо них эти штрафы.
Например, авиакомпания "Аэрофлот" открывает региональные эскадрильи в Екатеринбурге и Новосибирске. Это означает, что летчикам, постоянно проживающим в этих городах, не придется переезжать в Москву, если они захотят работать в компании. Совершив рейс, пилоты будут возвращаться в родной город - иногда в качестве пассажира, а иногда и в составе экипажа.
- В первую очередь нас интересуют командиры воздушных судов Аэробус 319 и 320, - говорит директор департамента управления персоналом авиакомпании Илья Фролов. - Плюс к тому мы с удовольствием принимаем на работу летчиков, которые летали на российских самолетах - например ТУ-154 - и готовы переучиваться для полетов на Аэробусах и Боингах. Идеальный вариант - когда человек владеет английским и у него есть 4000 часов налета. Такого специалиста мы быстро обучаем в качестве командира воздушного судна.
Многие летчики шутят: проще взять человека со знанием английского и обучить его управлять самолетом, чем научить английскому летчика, которому трудно даются иностранные языки. Дело в том, что летчики должны знать английский язык отнюдь не на разговорном или техническом уровне, а в совершенстве, думать на нем. И это отнюдь не прихоть руководства компании. Все инструкции пишутся на английском, все разговоры с воздушными службами ведутся на английском. Без знания языка даже самый опытный пилот может не справиться в критической ситуации.
Ясно, что летчиков, которые сейчас работают в регионах, нужно заинтересовать. Иначе какой им смысл переходить из одной компании в другую - пусть даже крупную и именитую?
Своими мыслями с нами поделились специалисты, и сами пилоты. Так, например, в отличие от регионов, где работа у летчиков бывает в основном летом, в сезон отпусков, а зимой наступает мертвый сезон, российская авиакомпания предлагает круглогодичную загруженность. Для любого летчика постоянная занятость - это очень важно. И дело не только в более высокой зарплате.
- Обычно мы предлагаем летчикам из региональных эскадрилий перспективы карьерного роста. Не стоит забывать и о социальном пакете. Наряду с серьезными составляющими - накопительной пенсионной программой, субсидированием ипотеки, страховкой на полное медицинское обслуживание - он включает в себя возможность покупки льготных авиабилетов для сотрудников, и членов их семьи - жен, детей, родителей, братьев-сестер. Причем билеты можно приобретать не только на свои рейсы. У компании есть договоры со многими крупными авиакомпаниями - "Эмирэйт", "Катар", "Юнайтед Эйрланз". Наш парк самолетов - один из самых молодых не только в России и даже в Европе, - говорят в руководстве компании. - Мы расширяем парк дальнемагистральных воздушных судов, где тоже нужны будут летчики. Если раньше мы сажали на такие самолеты только лучших, то сейчас эту политику также необходимо будет пересматривать - по объективным причинам.
Чем дальше самолет летает, тем больше для его обслуживания нужно экипажей. Чтобы обслуживать среднемагистральный самолет, нужно 5-6 экипажей. А для дальнемагистрального самолета, полет которого нередко длится больше 10 часов, - как минимум 11.
Чтобы летать на среднемагистральных самолетах, с короткими плечами, летчику нужно выходить на работу в среднем от 16 до 20 раз в месяц. Для некоторых пилотов такой жесткий график тяжеловат.
Совсем другое дело - управлять дальнемагистральным самолетом, на котором нужно выполнять 3, от силы 4 рейса в месяц. Есть так называемые разворотные рейсы, когда экипаж прилетает, ночует и вылетает обратно. А есть рейсы, когда экипаж прилетает, например, на Майами, неделю там живет, затем возвращается. Многие о таком графике мечтают.
- Я пришел работать в Аэрофлот два года назад, в региональную эскадрилью летного отряда воздушных судов А320, которая как раз в то время организовывалась в авиакомпании, - говорит второй пилот 1-й авиационной эскадрильи летного отряда воздушного судна А 320 Вадим Оксов. - В этот период в компанию пришло около тридцати моих коллег из Челябинска, Омска, Екатеринбурга и Новосибирска, и все мы друг друга знаем. Сам я из Челябинска, и в то время представителем Аэрофлота в нашем городе был Юрий Киргизов – очень активный человек. Именно он свел нас с сотрудниками Аэрофлота, занимающимися персоналом: тогда авиакомпании нужны были готовые пилоты А320. Я летаю с 1987 года, был пилотом на Як-42, Ил-18, Ту-154. К моменту перехода уже приличное время налетал на А320. Я поработал и побывал во многих странах и городах мира, поэтому на момент прихода лично меня мало могла удивить география полетов.
Вадим Оксов подчеркивает, что деньги не стояли во главе угла: он шел за условиями работы, очень подошел предложенный график. В авиакомпании пилотов довольно быстро ввели в строй: они прошли все необходимые проверки, тренажер и начали летать. В настоящее время Вадим пять дней работает в Москве, а потом на два дня улетает домой, к семье. "Если бы не было такой возможности и мы, пилоты региональной эскадрильи, редко видели своих родных, думаю, немногие смогли бы так трудиться. Я даже отпуск предпочитаю проводить в Челябинске, у себя дома, где за время моего отсутствия скапливаются дела. Хотя и корпоративные билеты, являющиеся весомым плюсом нашего социального пакета, успеваю использовать: совсем недавно я летал в Кировоград на 25-летие выпуска. Я повидался с теми, с кем когда-то учился: все сильно изменились, а человек шесть, из тех, кто был на мероприятии, сейчас тоже работают в Аэрофлоте. Так что и своих сокурсников, и тех, с кем в 2010 году переходил на новое место, я встречаю в рейсах. С коллегами из Челябинска нас вообще очень часто вместе планируют: мы экипажем или пассажирами летим на выходные домой, это удобно и компании, и нам", - говорит летчик.
- В нашу авиакомпанию я пришел одновременно с Вадимом Оксовым, в октябре 2010 года. - рассказывает второй пилот 1-й авиационной эскадрильи летного отряда воздушного судна А320 Евгений Зарубежнов. - Всего нас было десять пилотов из Уральских авиалиний, которые перешли тогда в Аэрофлот. Чуть раньше нас, в августе того же года пришла первая волна пилотов из авиакомпании Сибирь, которые поделились с нами своими впечатлениями, рассказали, что все договоренности соблюдаются и обязательства выполняются. На тот момент меня заинтересовало не только то, что была выше зарплата, но и интересный социальный пакет. Уже через полгода я смог пользоваться корпоративными билетами, тогда как на прежнем месте моей работы можно было всего лишь раз в год после года работы слетать куда-то со скидкой.
Для пилотов одним из важнейших факторов, позволяющим долго и успешно осуществлять свою деятельность, является здоровье. Поэтому они стараются тщательно следить за ним. "Радует, что с переходом в новую компанию у меня отпала необходимость толкаться в очередях в обычных поликлиниках: и на меня, и на супругу компания оформляет полис добровольного медицинского страхования, который действует и у нас, в Челябинске. Так что при необходимости я звоню в страховую компанию, и та предлагает мне обратиться в медицинский центр, с которым у нее заключен договор. И это всегда поликлиника с идеальными условиями, шикарным оборудованием, хорошими специалистами", - подчеркивает Евгений Зарубежнов.
Главным положительным моментом графика работы Зарубежнов считает возможность бывать каждые свои выходные дома, где живут не только дети и супруга, но и родители, которым хотелось бы помогать.
- Здесь, в Москве, а вернее в Подмосковье, мы за счет авиакомпании (с нас вычитается только подоходный налог) живем в пансионате на Круглом Озере. Тут у нас и коллеги из эскадрильи, и бортпроводники из регионов, - рассказывает Евгений. - До аэропорта и обратно каждые полчаса ходит шаттл, так что проблем с тем, как добраться на работу и с нее вернуться, не возникает. Свободное время стараюсь посвящать самоподготовке, так как в нашей профессии необходимо постоянно пополнять свой багаж знаний. Поэтому выбираться в столицу удавалось лишь пару раз, когда показывал ее сыну, также мы с ним были на МАКСе в 2011 году. Кстати, с сыном мы слетали по корпоративным билетам в Париж: посетили Лувр, посмотрели Эйфелеву башню, провели день в Диснейленде. Ему было и интересно, и полезно: он учит в гимназии французский язык. На выходных я с радостью возвращаюсь домой, где меня с нетерпением ждут жена с маленькой дочкой, которой чуть больше года. Поэтому каждая встреча у нас как праздник: это всегда большая радость, и нам с семьей всегда есть, что рассказать друг другу.
Командир воздушного судна 1-й авиационной эскадрильи летного отряда воздушного судна А 320 Константин Андриянов начал работать в бывшей Региональной, а ныне 1-й АЭ, с декабря 2010 года. К тому моменту бесконечные командировки и нестабильность планирования работы и отдыха в предыдущей компании заставили его задуматься о смене места работы. После конструктивного общения с ОК и ДПП компании принял решение перейти в Аэрофлот, поскольку было найдено полное взаимопонимание в ключевом вопросе: проводить выходные дни по месту проживания.
- В гражданскую авиацию и пришел в 1980 году, поступив в Актюбинское ВЛУГА, после окончания в 1984 году налетал на разных типах ВС более 14500 часов, и непосредственно командиром на самолетах семейства А320 6500 часов в авиакомпаниях Армении, Вьетнама, Индии, Туниса и России, - вспоминает Константин Андриянов. - Конечно же, за время работы Региональной авиационной эскадрильи, благодаря ее командирам и специалистам по планированию, компания приобрела бесценный опыт организации работы региональных пилотов. И именно этот опыт, и мы на это очень надеемся, позволит компании в дальнейшем развивать маршрутную сеть из столиц крупных регионов, привлекая тем самым еще больше квалифицированных специалистов. И мы, живя дома, сможем работать еще эффективней.
- Я как раз был в числе первых, кто пришел в Аэрофлот из авиакомпании Сибирь, - говорит командир воздушного судна 1-й авиационной эскадрильи летного отряда воздушного судна А 320 Алексей Смагин. - Два года назад к нам в Челябинск прилетели представители кадровой службы и летного комплекса и предложили более комфортные условия труда. Самое интересное, что про заработную плату мы даже не спрашивали: главное, что нас интересовало, это возможность проводить выходные дома и условия проживания в Москве. Дело в том, что работая в авиакомпании, базирующейся в Новосибирске, я очень много времени проводил в командировках, часто работал в Москве, подолгу не видя родных. На предложенный нам график мы с коллегами согласились. На тот момент я был вторым пилотом с налетом около 3000 часов, с опытом двухлетней работы на ВС А320.
Еще одним условием со стороны летчиков был быстрый ввод в строй, и оно было соблюдено: через шесть дней Алексей уже выполнил свой первый рейс. Сейчас он летает на А320 по всем направлениям, куда выполняются рейсы на этом типе. До этого он совершал полеты в основном по России. "С переходом в нашу авиакомпанию у меня появилась возможность летать в отпуск по льготным авиабилетам в такие страны, как Таиланд, Вьетнам; совсем недавно вернулся из Италии. И меня, и членов моей семьи при наличии свободных мест всегда повышают в бизнес-класс на регистрации", - делится Алексей Смагин.
Но, наверное, главным событием для Алексея за эти два года стал ввод на должность командира воздушного судна. Ему удалось сделать это достаточно быстро: теоретическая подготовка, прохождение тестов, тренажер заняли примерно полгода. "В будущем, конечно, хотелось бы иметь возможность выполнять рейсы из родного города, так что я и мои коллеги надеемся, что наша компания будет развиваться и расширять географию полетов из регионов", - высказывают пожелания наши собеседники.