Инцидент вокруг химкинской петарды стал первым серьезным вызовом для Николая Толстых. Первым из очевидных, известных всем и каждому.
Как только драматизм ситуации несколько потускнел, футбольный мирок оживленно заобсуждал: что сделает новый президент РФС, как поступит? На кону были тяжелые гирьки – интересы самого «Зенита», самого «Газпрома».
Это, знаете ли, не «Торпедо», которое теперь может обидеть каждый школьник. Лишить «Торпедо» очков и зрителей – это уже вроде анекдота, доказывающего, что черно-белый клуб все еще жив.
Иное дело – питерские.
Тут сразу в бой пошли тяжелые фигуры. Среди них и те, кого события в Химках вроде бы и не касались напрямую. Гинер, Колосков, Федун, Ловчев, Бубнов – все высказались. Обнаружил знакомство с предметом и премьер Медведев…
В духе знаменитой ссоры Паниковского и Балаганова комментировали ситуацию в «Динамо» и «Зените».
Из недр РФПЛ сразу прозвучало привычное заклинание: необходим закон о болельщиках, иначе, мол, не справимся… Президент Гинер, со своей стороны, высказал неудовольствие тем, что матч прервали. Едва ли не все сходились на том, что отвечать за болельщиков клубы не должны, а раз так – спускаем на тормозах, переигрываем, штрафуем…
Подавляющее число футбольных людей привычно ожидало полумер. Никто бы не удивился, если власть вынесла бы именно такое решение, наплевав на регламент. Но нет! КДК РФС выступил в строгом соответствии с буквой футбольного закона. Примерно наказаны и клубы, и зрители, выписаны техническое поражение гостям и обильные штрафы.
Решение это так удивило некоторых, что на волю был пущен немедленный слушок о том, что Николай Толстых уже написал заявление по собственному желанию. Нечего и говорить, что жалкая попытка давления ничего не дала, как не даст ничего существенного и апелляция, поданная ФК «Зенит».
Регламент именно такой на сегодняшний день – значит, решение справедливо. Позиция Толстых не поменялась со временем: «Обсудили регламент? Приняли? Подписали? Значит, по регламенту и живем». И живут по нему все без исключения – и «Зенит», и «Торпедо», и волгоградский «Ротор», и «Металлург-Оскол».
Жить по закону – вот и вся премудрость, которую Николай Толстых ставит перед футбольным обществом с 1992 года. Закон этот, важно заметить, футбольные люди разрабатывают и принимают сами.
Понятно, что разрулить конкретную ситуацию – это одно, исключить подобное на всех стадионах России – совсем иное. Боюсь, никакой Закон о болельщиках ничего не решит, если сами клубы не поймут остроту проблемы и не выступят единым фронтом. Сейчас единства нет и в помине. Заигрывание с фанатами является нормой в клубной политике, в газетных редакциях и в телепрограммах.
И потом… У любого метро открыто продаются петарды.
И пока они там продаются, футбольные хулиганы будут их покупать, проносить на стадионы, чтобы в очередной раз поиграть в героев и прославиться на всю страну.