Кого фортуна осчастливит?

Премиальный куш — 5,5 миллиона рублей

Во вторник поздним вечером в Доме Пашкова при огромном стечении писателей, поэтов, критиков, общественных деятелей, а главное, учредителей и соучредителей Национальной литературной премии «Большая книга» состоится завершающее торжество представления финалистов и чествование трех лауреатов.

Премиальный куш — 5,5 миллиона рублей
Владимир Маканин.

Первым услышит свое имя и комплименты по своему адресу бронзовый призер и получит знаки отличия и чек в миллион, рублей, разумеется. Серебряный лауреат — полтора миллиона. А самый драгоценный приз в три миллиона — главному лидеру литературного марафона. Гадать бесполезно, кого предпочтут десятки экспертов и Литакадемия. Нельзя даже предположить, что каждый эксперт внимательно и ответственно прочел все 14 томов финалистов. Но, может быть, невероятная интуиция и еще какие-то духовные сигналы подскажут членам жюри точный выбор достойной книги.

«МК» сделал ставки на книги, безусловно, талантливые, выстраданные. Я переживаю за откровенный и смелый роман «Мой лейтенант» Даниила Гранина. Оценит ли уважаемое жюри искреннюю исповедь 93-летнего писателя, отважного воина, блестящего рассказчика и гордого человека? Достоин награды и роман Андрея Дмитриева «Крестьянин и тинейджер», написанный в классических русских традициях о сегодняшней страдающей России.

В электронном голосовании лидирует (486 голосов) книжка «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Георгия Шевкунова). Она легко и сладко читается, обнадеживает человека.

К сожалению, очень заметно снижение интереса к чтению. Вглядитесь в цифры электронных предпочтений. Всего 13, то есть чертова дюжина открыла интересную, хотя и спорную книгу «Аксенов». Ее авторы, Александр Кабаков и Евгений Попов, — рассказчики страстные, к тому же спорщики, острословы!

Книга Владимира Маканина «Две сестры и Кандинский» в электронном голосовании получила 7 голосов. Но книга любопытна: в ней писатель посмел расширить стилевые возможности романного жанра. Он настаивает на внутренней, психологической и стилевой близости романа и пьесы. В ней откровенно распахивается страдающая женщина, обманутая в своих ожиданиях и надеждах. Маканин намеренно обременил романный сюжет сценическими приемами. В организации пространства — хорошо продуманная сценография, игра света и внезапной тьмы. Под репродукциями Кандинского, словно вмешательство внеземных сил, включается запись отдельных суждений знаменитого живописца.

Маканин — первоклассный мастер. Слово его свободно, оно весомо и зримо. Без украшений. В коротких фразах — обдуманная точность оценки житейского опыта. Так мыслит и говорит сибирский «сиделец» Сергей Сергеевич, батя: «В тайге человек быстро соображает. Но зверь быстрее. Волки шли следом. Волки охотились… Они понимали. Ого, как они всё понимали! и как грамотно, стаей они нас обложили!» Этим граненым словам нужен простор. Они сказаны в комнате, но им необходима сцена или хотя бы подмостки. Героини Маканина страстно и пока напрасно ждут «мужского бесстрашия». Нам вместе с героями романа надо бы задуматься над главным вопросом: «Как надо жить в России, чтобы сбылось? Чтобы самому увидеть высокое, справедливое. Чтобы потрогать, чтобы самой почувствовать… Как?» Ответ на этот вопрос пусть вдохновит нас и поддержит: «В России надо жить долго».

И человек, закаленный сибирскими лагерями и огромным опытом общения и дружбы с бывшими узниками, словно для самого себя уточняет: «И еще надо выйти рано… На дорассвете. Обязательно на дорассвете». Это слово появилось в романе, словно гулкое эхо. Оказывается, есть сибирское слово «дорассвет». Жаль только, что почти все герои Маканина — созерцатели.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру