Увидеть Москву и... остаться
Столичные власти признают, что сегодня проблема ВИЧ-инфекции среди мигрантов очень актуальна. Если желающие подзаработать люди приезжают в столицу нелегально (да и легально тоже), рано или поздно все равно встает вопрос о необходимости легализации своего статуса и оформления права на дальнейшее пребывание. Итак, что говорит по этому поводу буква закона? Для приезжих из других стран, которые находятся на территории РФ дольше трех месяцев, требуется предъявлять в миграционные органы среди прочих документов и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.
Сложно ли сделать анализы на ВИЧ приезжему? Для обследования на ВИЧ для мигрантов в Москве созданы весьма комфортные условия. Согласно специальному приказу Департамента здравоохранения города Москвы, регламентирующему порядок проведения медицинского обследования иностранных граждан и лиц без гражданства для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу в Российской Федерации, обследование можно пройти на платной основе в утвержденных учреждениях здравоохранения города. При положительном результате обследования на ВИЧ иностранное лицо направляется в Московский городской центр СПИД (МГЦ СПИД) для уточнения клинического диагноза. При этом получить сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции можно, лишь сдав кровь в уполномоченном государственном учреждении системы здравоохранения. И тут придется предъявить паспорт.
Поскольку на этом этапе немалая часть иностранных граждан пропадает из виду медицинских и миграционных учреждений, то абсолютно понятна инициатива Московской городской думы о внесении поправок в действующее законодательство с целью создания дополнительных механизмов по контролю над пребыванием на территории страны лиц с недиагностированным и прогрессирующим (без вмешательства специалистов) инфекционным заболеванием.
Но бывает и по-другому. Положим, мигрант прекрасно знает о наличии у себя ВИЧ. И уж, конечно, догадывается о том, что, если это станет известно и столичным властям, ему одна дорога — домой. Поэтому в последнее время в Москве стали встречаться поддельные сертификаты. Суть: ВИЧ-инфицированные мигранты направляют на сдачу крови своих приятелей или родных, которые на них похожи внешне. Такая практика, в частности, встречается среди студентов из африканских государств. Чтобы завершить обучение в России, они либо сдают чужую неинфицированную кровь, либо выезжают из России каждые три месяца и снова пересекают границу.
Кстати, казалось бы, пересечение границы раз в три месяца — тоже выход из этой ситуации. Однако известен случай, когда супружеская пара ВИЧ-инфицированных граждан Украины в течение нескольких лет проживала в Москве по поддельной регистрации. Однажды выехав из России на отдых в Израиль, обратно пересечь границу им не удалось, что было аргументировано службой миграционного контроля наличием нормы в законодательстве о депортации в случае наличия ВИЧ-инфекции...
Сегодня самым активным образом обсуждается вопрос введения дополнительного регламента работы московских медиков и миграционной службы, при котором проверке будут подлежать все прибывающие на длительный период (свыше трех месяцев) в столицу иностранные граждане, в отношении которых есть данные о наличии у них ВИЧ-инфекции. При очередном пересечении границы въезд иностранному лицу будет запрещен.
Депортация не для всех
Увы, в последнее время ВИЧ-инфекцию все чаще выявляют среди мигрантов случайно: когда они заболевают чем-то достаточно серьезным, для того чтобы обратиться за помощью в «скорую» или попасть в столичный стационар. Конечно, в таких случаях врачи обязательно исследуют кровь заболевших на ВИЧ. Однако для постановки диагноза одного лишь такого анализа недостаточно. Необходимо, чтобы человек с положительными данными анализа крови прошел повторное обследование в территориальном СПИД-центре или кабинете инфекциониста, по результатам которого врач-инфекционист подтвердит или опровергнет диагноз. Мигранту, разумеется, известно, что при неудачном раскладе (то есть если диагноз все же подтвердится) ему светит выдворение за пределы РФ.
И в этой ситуации, жертвуя своим здоровьем, а то и жизнью, большинство приезжих предпочитают сбежать: по данным врачей, сознательно доходят до врачей-специалистов и дверей СПИД-центров единицы. Хотя, по сути, повторная сдача крови на анализ, требующая предъявления паспорта, является единственной возможностью уточнить или даже снять диагноз ВИЧ-инфекции и легализовать свое нахождение в России. Или же оформить необходимый пакет документов для передачи в органы миграционной службы для законной депортации.
Но бывает, что ВИЧ выявляют у тех, кто давно живет в России, обзавелся здесь семьей, вступив в брак с гражданином РФ, родив детей, имея работу и место проживания. К этому моменту у таких иностранцев уже нередко оформлен (или полным ходом оформляется) вид на жительство или российское гражданство. Так вот в отношении таких иностранных лиц, которых можно уже наполовину считать россиянами, если у них выявился диагноз ВИЧ-инфекции, процедура депортации весьма затруднительна. Ибо Конституционный суд РФ дал рекомендации нижестоящим судам при вынесении решения о депортации ВИЧ-инфицированных «исходить из гуманитарных соображений». В это понятие вошли следующие обстоятельства: состояние здоровья (возможность пересечь границу, так сказать, «на своих ногах»); место проживания членов семьи и родственников; наличие недвижимости; учет возможностей трудоустройства на родине и источников к существованию; доступность медицинской помощи и пр. В целом эти гуманные принципы принимаются во внимание многими странами, где предусмотрена возможность депортации в связи с ВИЧ. Однако надо понимать, что впредь любой выявленный ВИЧ-инфицированный иностранец будет активно стремиться обзавестись одним из указанных оснований, чтобы остаться в стране.
Ситуация, конечно, непростая. Хотя все, разумеется, понимают, что любой ВИЧ-инфицированный является источником заражения, а потому общество должно принимать меры к препятствию распространения вируса. Одной из таких вынужденных мер стало ограничение на длительное пребывание в стране ВИЧ-инфицированных с учетом привлекательности миграции в Россию лиц из стран бывшего СССР. Впрочем, реализация этой, казалось бы, совершенно разумной и адекватной меры неожиданно затруднилась из-за активного участия лиц, готовых встать на защиту подлежащих депортации иностранцев. Благодаря им все перевернулось с ног на голову. И теперь фактически представляющие серьезную опасность для окружающих инфицированные иностранные граждане могут не только вольготно чувствовать себя в России, но еще и претендовать на дорогостоящее лечение за счет российских налогоплательщиков. Но наличие ВИЧ-инфекции не должно становиться основанием для выдачи гражданства.
В итоге порой возникают ситуации, которые кроме как абсурдными больше никак и не назовешь. К примеру, миграционная служба выявила на территории нашего государства ВИЧ-инфицированного иностранца, который, как мы уже говорили: а) представляет опасность для окружающих; и б) по закону должен быть депортирован. При этом гражданин уже оформляет у нас вид на жительство или российское гражданство. Согласитесь, действия ФМС, которая в таких случаях принимает решение об отказе в выдаче вида на жительство или гражданства, выглядят вполне логично. Однако... в судах такие отказы нередко успешно оспариваются, сторона защиты просит суд исходить из «гуманных соображений». В итоге иностранцев не депортируют (кстати, за счет государства), однако при этом никаких оснований для предоставления бесплатной медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения у них нет!
«Действие положений федерального закона пока никто не отменял, а потому иностранные лица могут претендовать на право длительного пребывания в России только при отрицательном ВИЧ-статусе. В случае наличия ВИЧ-инфекции при намерении остаться в России в нарушение норм миграционного законодательства должно быть понимание проблем, с которыми придется неминуемо столкнуться. Бесплатно будет оказываться только экстренная медицинская помощь. Обращение за получением государственных услуг, льгот и гарантий будет невозможным ввиду отсутствия необходимых документов. Речь идет в том числе об официальном устройстве на работу, получении социальных льгот, пособий, учебе в государственных образовательных учреждениях и пр. К тому же при очередном пересечении границы въезд на территорию России будет запрещен. Таким образом, наличие положительного ВИЧ-статуса у иностранного гражданина должно быть определяющим в контексте планируемого проживания в России», — говорит юрист МГЦ СПИД Яна Шабалина.
Вот и получается, что эти люди зачастую становятся не только разносчиками СПИДа, но еще и туберкулеза, который часто сопутствует нелеченной ВИЧ-инфекции. Так в чем же здесь роль вставших на защиту? Добиваясь отмены предписаний о депортации, фактически смертельно больные люди остаются без права на получение медпомощи?..
...Примером защиты прав людей, которые по российскому закону подлежат депортации, стало дело, рассмотренное в Европейском суде по правам человека «Киютин против России». В этом случае процесс закончился тем, что миграционная служба нашей страны так и не смогла депортировать на родину неоднократно судимого гражданина Узбекистана, даже несмотря на наличие у него ВИЧ-инфекции. При этом, как отметил сам Европейский суд по правам человека, даже получив право остаться в России, гражданин Узбекистана не получил возможности претендовать на пользование российской системой здравоохранения! К сожалению, несложно догадаться, насколько «облегчилась жизнь» у этого гражданина спустя несколько лет судебных тяжб.
«В России международное право — часть национальной правовой системы, а поэтому стоит обратить более пристальное внимание к тому, на что указал Европейский суд в постановлении по делу Киютина, — комментирует юрист МГЦ СПИД. — С учетом наличия предписаний Конституционного суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека не исходить из гуманных соображений в отношении иностранных граждан ровным счетом как не принимать во внимание смягчающих вину обстоятельств при вынесении приговора преступнику. Конечно, требует решения вопрос, а что делать с теми, кого мы не можем депортировать по основанию наличия диагноза ВИЧ-инфекции».
Говоря о гражданах из стран СНГ, что наиболее актуально для России, то в соответствии с соглашением правительств государств — участников стран СНГ от 27.03.1997 «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества независимых государств» вопрос с оказанием плановой медицинской помощи может быть решен посредством оплаты лечения направляющей страной по предоплате или на основании гарантийного письма или по фактическим затратам между медицинским учреждением и пациентом или юридическим (физическим) лицом, его представляющим (например, работодателем).
Понятно, что система расчетов с направляющей страной весьма нелегкий и длительный процесс. Поэтому вопросы лечения и депортации логично было бы переложить на плечи работодателей. Почему не предложить разрешить им принимать на работу ВИЧ-инфицированных иностранцев, тогда вопрос с медицинским обеспечением, включая обеспечение членов их семей, будет логично решен: в этом случае работодатель будет должен покупать работнику медицинскую страховку, которая бы покрывала все расходы на лечение!!!
С учетом реформы системы здравоохранения согласно закону №323 «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» многие государственные медицинские учреждения стали казенными, т.е. получили право оказывать платные медицинские услуги. А с 1 января 2013 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. №1006 г. «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», предусматривающее возможность оказание медицинских услуг, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию.
«Применение всех этих норм в конце концов потребует внесения изменения в действующее федеральное законодательство, которым пока предусмотрено положение о депортации любого иностранного лица в случае выявления у него ВИЧ-инфекции. Если бы в законе была необходимость учета гуманитарных соображений, это позволило бы пропорционально учесть права человека на целостную семью, свободу передвижения и выполнить государственные задачи по защите основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в России, а также обеспечение национальной безопасности и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям», — считает Яна Шабалина.
Медицинская страховка покроет все
Любая страна должна заботиться о безопасности своих граждан. Сегодня же, увы, мигранты нередко становятся источниками угрозы этой самой безопасности. В самых разных сферах. Например, по данным прокуроров, наибольшую криминогенную активность проявляют представители стран СНГ (около 90% преступлений с участием иностранцев в России совершают выходцы из стран СНГ, прежде всего граждане Узбекистана и Таджикистана). Только на территории Московской области в прошлом году каждое 10-е преступление совершалось иностранными гражданами, в Москве — каждое 20-е, при этом отмечается рост тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных иностранцами, таких как причинение тяжкого вреда здоровью, вымогательство, грабежи, убийства.
Когорта мигрантов весьма неблагополучна и с точки зрения эпидемиологической безопасности. Вдали от дома, семьи, близких, без условий для благоустройства, стабильного источника заработка женский контингент оказывается активно вовлеченным в сферу занятия проституцией, мужчины подвержены беспорядочным половым связям, потреблению наркотиков, совершению преступлений сексуального характера, что по отдельности и все вместе является путями передачи ВИЧ-инфекции.
К сожалению, пока главным мотивом деятельности для тех, кто заинтересован в защите этого контингента, стали деньги. Существует немало общественных организаций, для которых приезжие иностранцы оказались лакомым куском по оказанию услуг якобы с целью борьбы с ВИЧ-инфекцией в стране. Гранты, предоставляемые зарубежными спонсорами на разного рода «борьбу с ВИЧ», позволили стартовать по всей России всяческим «профилактическим проектам» среди мигрантов. А это и открытие бесплатных юридических консультаций, и издание различного рода пособий и информационных материалов. Сюда же можно отнести и активизацию работы по поиску иностранцев, готовых выступить в суде против российских государственных органов с целью добиться решения о невыдворении за пределы России...
С одной стороны, такую активную позицию правозащитных организаций можно только приветствовать. Гуманитарная международная деятельность осуществляется аналогично в большинстве стран Западной Европы, где вопрос миграции стоит не менее остро. При этом отказаться от услуг иностранных граждан, столь востребованных в по-прежнему интенсивно отстраивающейся Москве, вряд ли экономически выгодно. Трудовая миграция стала неотъемлемой частью современного мира. К этому нужно относиться как к естественной части глобализации. Мультикультурные проблемы стали самым обсуждаемым вопросом в индустриально развитых странах. Безусловно, определенных проблем в сосуществовании «местного населения» с иностранными приезжими не избежать. А потому объективно необходимы программы по воспитанию толерантного отношения к мигрантам в обществе. Для правозащитных организаций — непочатый край деятельности. Главное — чтобы на такую деятельность выделялись российские гранты, а не зарубежные.
Комментарий Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве
Для получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, или разрешения на работу иностранный гражданин должен представить сертификат об отсутствии у него (членов его семьи) ВИЧ-инфекции, а также документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, свидетельствующий о том, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. №188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации».
В случае непредставления иностранным гражданином вышеперечисленных документов вид на жительство, разрешение на временное проживание и разрешение на работу не выдаются.
Как показывает практика, граждане, знающие о своем заболевании, не обращаются в государственные органы.
Решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории РФ по медицинским показателям согласно постановлению Правительств РФ №199 уполномочен принимать Роспотребнадзор. Сотрудники же УФМС России по г. Москве осуществляют контроль за выездом данных граждан.