«Дождь», конечно, очень креативен и разнообразен, но вот профессионален ли? Когда туда пришел экс-ведущий НТВ Павел Лобков, сразу все стало ясно. Он оказался таким великаном на фоне местной трудовой молодежи, что просто не помещался под весь этот «Дождь». Это как если бы Криштиану Роналду перешел в команду второй российской лиги, в какой-нибудь «Уралвагонзавод».
А попадешь случайно на «Госдеп-3» с Ксенией Собчак — скучно до невозможности. Одни и те же люди, только оппозиционные, перетирают в 1001 раз свою политику — «не забудем, не простим», отлично ругаются между собой. Им-то хорошо, а зрителю? Непогруженному и непредвзятому — очень плохо.
Ксения еще ведет на канале передачу «Собчак живьем», делает интервью. Казалось, она вообще не умеет этого делать. Ведь полтора часа допекать Чулпан Хаматову: зачем вы записали ролик за Путина? — примитив, да и только. И с Дуней Смирновой та же нестыковка: две девушки просто параллельно летали на разных планетах, абсолютно не соприкасались. Все-таки одна политика — как это мало. А где же второй, третий план, культурный слой, раскрытие оппонента изнутри?
Но весь этот мой скепсис по отношению к Собчак перекрыла ее встреча с Аркадием Мамонтовым. Уже не ожидая увидеть чего-то необычного, яркого, глубокого, включил канал — и вдруг…
Это было что-то особенное. Как мог человек (Ксения Собчак) так преобразиться и показать невидимые миру слезы другого человека (Аркадия Мамонтова). Откуда вдруг вся эта тонкость? Она смотрела на Аркадия необычайно по-доброму, как удав на кролика. Она показывала, что любит Аркадия всем сердцем, называла его Аркадием Викторовичем. Она кивала после каждого его слова, была его сестрой, единомышленницей.
И этот айсберг растаял! Попался на наживку и заглотил ее вместе с удочкой. Интервью не только было очень точно психологически выверено — Ксения оказалась абсолютно в материале, каждое ее слово в вопросе играло на победу. Победу над хорошим парнем Аркадием Мамонтовым.
У ТВ-интервью своя специфика: видны лица обоих дуэлянтов. Но нас интересует Аркадий. Он плыл, поднимая глаза к потолку, опуская к земле, надувался, сдувался и в результате превратился в какого-то мыльного пузыря. В хорошем смысле, потому что Собчак никак не хотела обидеть этого знаменитого ведущего. Он просто, как все соперники братьев Кличко, раскрылся под конец до такой степени, что еще чуть-чуть — и нокаут. Он так боялся произнести имя Путина всуе, сболтнуть лишнего, так замечательно дергался, что уж на сковородке по сравнению с ним мог показаться стойким оловянным солдатиком.
Это интервью я бы рекомендовал показывать на журфаках всех университетов страны. По-моему, ему бы и сам Познер позавидовал. А что Собчак? Наверное, просто девушка созрела. В профессиональном смысле.
Гарик и пустота
В театре «Новая опера» прошла уже четвертая церемония вручения Национальной премии «Страна». Премия почетная, хотя о ней мало что известно. Однако люди, сидевшие (и работавшие!) в жюри, вызывают уважение. Председатель — Эдуард Сагалаев, а также Игорь Шестаков из ВГТРК, Кирилл Разлогов, Кирилл Набутов, Леонид Млечин, Сергей Урсуляк, Юрий Маликов, Светлана Колосова — замечательный документалист… Эта премия — как кладбище безымянных героев. Здесь награждаются документальные фильмы, о которых мы почти ничего не знаем. Их нет в эфире, хотя это кино было сделано специально для разных телеканалов. Но каналы их отвергли за ненадобностью. Единственный шанс пробиться для такого кино — премия «Страна».
Вот тут возникает великое слово — формат. Вернее, неформат. Ты делаешь что-то от души или без нее, в меру своего мастерства или без оного. Отдаешь каналу, а тебе говорят этот волшебный пароль: неформат. Что такое неформат? У каждого он свой, сокровенный. Но есть и общие черты.
Я видел фильм, который стал победителем. Он называется «Гарик Сукачев. Носорог без кожи». Само собой, фильм о Гарике, название придумал его друг Михаил Ефремов; режиссер — Максим Василенко, который когда-то вел программу «Времечко».
Кино сделано для Первого канала, но его там никогда не было. Говорили: кому он нужен такой? Или: это не покатит. Ну да, Сукачев хороший парень, и что… Почему в фильме нет жены, где жена? Нет ее откровений о том, как тяжело жить совместной семейной жизнью с этим Гариком. Неплохо бы найти двух-трех любовниц… Тогда бы взяли?
Действительно, рок-н-рольщик, поэт — кому это теперь нужно? Поставил спектакль в «Современнике» с матом? Неплохо, конечно, но разве это человеку важно? В смысле, телезрителю. Он любви хочет — Баскова с Киркоровым. А Сукачев почему-то все еще не Басков.
Вот и не взяли на канал. Хороший канал, который ставит порой даже в самый прайм-тайм некоммерческие фильмы. А тут взял и не поставил. Хотя «Носорог без кожи» — картина до краев полна энергии и роковую без тормозов суть Гарика Сукачева показывает необычайно тонко. Но не судьба?
Так когда же этот неформат станет форматом? Мы не доживем, это точно.
Горе от ума
«Своей игры» на НТВ больше нет. Отыгрались, хватит! Говорят, что это была последняя умная программа, которая еще оставалась на этом убойном канале. Неправда, не последняя. Есть еще «Школа злословия», которую ведут такие все из себя продвинутые, обаятельные и привлекательные Дуня Смирнова и Татьяна Толстая. Она еще есть, но ее уже как бы и нет.
Чтобы убить программу, не обязательно ее закрыть. Телевидение — хитрая штука, ею управляют очень хитрые люди. Вернее, хитроумные. Понятно, что злословить навстречу интеллекту на нашем образцово-показательном ТВ можно только поздно вечером. Или совсем ночью.
Раньше злословили по понедельникам, и это было верно. Ну когда иначе, как не в этот тяжелый день. Но в новом сезоне Татьяну с Дуней перевели на субботу. Когда хочется окончательно расслабиться, раствориться и быть добрым-добрым.
Теперь «Школа злословия» идет после «Реакции Вассермана», «Метлы», «Луча Света», ну и еще чего-нибудь креативного. На самом деле это чемпионат по рейтингу. Вначале на этом празднике жизни первой была Света из Иванова, потом «Метла», потом Вассерман, ну и на последнем месте, понятно, то самое злословие для особо умных. Теперь «Реакция Вассермана», которую в обычной жизни называют проверкой на СПИД, вышла в абсолютные лидеры в этот поздний вечерний прайм-тайм. Здесь самый главный знаток страны, неоднократный чемпион «Своей игры» (вот ирония судьбы: «Игры» больше нет, а Вассерман в порядке!) старец Анатолий вместе с большим патриотом Егором Холмогоровым обсуждают политику страны за неделю. Сначала смотреть такое было довольно забавно: вот, мол, Вассерман подался в русские патриоты, так они ж потом его первого и съедят. Но теперь скажу без дураков: это хорошая программа, нужная и правильная. На дистанции как от нудных федеральных новостей, так и от оппозиции. Другой взгляд, позволяющий думать. Уже неплохо!
Затем — «Метла», шоу с Наталией Метлиной. Неровная, иногда заказушная, но всегда драйвовая. Пока смотреть можно.
Дальше — «Луч Света», которую теперь почти никто не смотрит. Ну, кроме самой Светы и высшего канального начальства. Но здесь начальство пошло на принцип. Уважаю!
И вот, наконец, когда уже спят не только веселые игрушки, но и практически все население страны, выходит на арену Толстая и Смирнова, приглашая в собеседники очень интересного человека. Кто доживет до этого человека, тому главный приз. Но кандидатов что-то не видно. Поэтому вроде бы есть программа, только для кого она?
Последняя умная программа НТВ. Наверное, ее держат лишь потому, что у Дуни Смирновой есть хороший муж, интересный во всех отношениях, он ведь может позвонить кому надо. И зачем тогда обижать такого хорошего человека? Вот она, «Школа злословия», идет себе как миленькая в позднюю ночь с субботы на воскресенье, которую непонятно кто смотрит. А ты все равно смотри и не спи — замерзнешь!
Еще одна трагедия «Городка»
Погиб сценарист программы «Городок» Ян Гельман. Его нашли в Одессе с проломленным черепом. Родные считают, что он стал жертвой убийства, полиция сообщает, что на теле артиста не обнаружено признаков насильственной смерти. Причиной смерти Гельмана следователи называют обострение хронических заболеваний.
Гельман был трижды чемпионом СССР в знаменитой одесской команде КВН, шеф-редактором «Утренней почты», «Голубого огонька», «Субботнего вечера». В 2007-м он получил ТЭФИ в номинации «Лучший сценарист телепрограмм». За «Городок». В котором это уже вторая трагедия за последние дни. Илья Олейников, теперь Ян Гельман.
Светлая память.