...Пока администрация, бухгалтерия и артисты разных жанров рассаживаются, в манеже дрессируют верблюдов и осла. Пробило четыре, верблюдов гонят вон: «А ну в стороны!» — кричат смотрители, но уже фотографам, пришедшим увековечить Эдгарда. Посреди манежа оказываются столы, стулья. «Как на поминках», — шутят артисты. Настроение немного напряженное (вечером еще и спектакль!), но в целом благосклонное: «Что ж, пусть Запашный попробует — почему нет? — перетирают меж собою служивые. — Главное, чтоб цирк не приватизировали, не отдали Дю Солею». И что им канадский цирк плохого сделали?
Наконец входят Запашные — Эдгард и Аскольд (в черных костюмах, как Бонды), Фарзана Халилова (теперь уже глава Росгосцирка), зам министра культуры Григорий Ивлиев.
— Я искренне нервничаю, — начал свое выступление Эдгард. — Такая громадная ответственность появилась. Хочу сказать сразу: не верьте слухам! Это — ваш цирк, и он останется вашим. Не будет, как писали, банкротиться, не станет «цирком братьев Запашных». Однако цирк — это то искусство, которое обязано само зарабатывать, мы не должны зависеть от бюджетной иглы, мы станем успешными, чтоб меньше требовать с Минкульта, чтоб перестать смотреть в Канаду!..
Далее последовала фраза, которую все ждали: «Монаршество в цирке закончилось. И если мы, гендиректора, начнем беспредельничать — нас будут снимать!»
Ивлиев доброжелательно кивает: «Мы будем контролировать всё — и финансы, и аренды, и нецелевое использование средств, а то есть у нас, понимаешь, примеры, когда...» Затем Фарзана Халилова вручила Запашному букет цветов, он в ответ поздравил ее тоже: «Я вам искренне НЕ завидую. Добро пожаловать в Росгосцирк!» (смех в зале). Ивлиев и Халилова уходят. Братья остаются с залом один на один. Эдгард сразу объявляет, что Леонид Костюк подал заявление об уходе, и новым худруком станет его брат — Аскольд. Впрочем, то, что Костюка-старшего нет в зале, Эдгарда задело:
— Я не понимаю, почему Леонид Леонидович так не хотел, чтоб я пересекал порог этого цирка. И это не сейчас началось, а лет семь как...
Впрочем, дочка Костюка — талантливая многостаночница Даша — сидит в зале: на ней — режиссура новогодней елки... Период для Дарьи сложный (из цариц — в рядовые подданные), но она молодец, ибо движет ей не амбиция, а любовь к своему делу. А Эдгар продолжает, причем жестко:
— Что до кадровых перестановок — они будут обязательно. С некоторыми готов расстаться прямо сейчас... а то мне тут звонят артисты, так их даже не оповестили, что сегодня собрание. Это вопрос к администрации: почему не позвонили всем?
Далее идут вопросы артистов с мест:
— Какова будет роль вашей мамы (продюсера Цирка братьев Запашных. — Я.С.)?
— Со следующего года она станет моим заместителем, — отвечает Эдгард, — мама строгая, но человечная. И всегда на стороне артиста. И потом, не забывайте, что она организатор самого успешного циркового шоу в стране... Еще?
— Почему-то все стесняются спросить о зарплатах...
Ребята, я лишь час в цирке и ваших ставок не знаю. Одно могу сказать: «черные» и «серые» схемы закончились, теперь мы полностью будем платить налоги. Я приехал сюда со своими юристами и бухгалтерами — как понимаете, здесь всё скрыто, надо разбираться, может, даже прокурорская проверка понадобится. Короче, через
Обстановка накаляется. «Из-за межвластия животные не кормлены, подпишите счета!» — кричат укротители. Эдгард: «Межластие закончилось, я всё подписал». Брат его Аскольд, потенциальный худрук, обещает в будущем серьезные изменения: «Хотя, подчеркиваю, монархии двух братьев не будет! Да, мы научились хорошо зарабатывать, и многие нам завидуют. Но мы же не чужие! Мы, простите за банальность, тоже родились в опилках». Говоря о будущем, Эдгард подчеркнул, что в приоритете останутся сильнейшие номера и что он против того, чтобы артисты с «Вернадки» сидели на ВП (вынужденном простое).
Далее Эдгард вознамерился пройти экскурсией по цирку, забравшись в подвал и на купол, тут же приказал всем службам подготовить записки о состоянии всего и вся (скажем, униформисты потребовали второй комплект формы, а осветители пожаловались, что все оборудование в плачевном состоянии). Напоследок Эдгард заявил, что введет должность арт-директора, и артисты, выходящие к зрителю в ненадлежащей форме, получат большой штраф:
— А то есть у нас такие, которые не умеют гримироваться и для румянца щиплют себе щеки!.. И еще: давайте введем за правило кланяться на все сектора, а не только публике на дорогих местах или туда, где сидит гендиректор! Небогатый зритель на последние деньги, может, к нам пришел (секторы «В» и «Г». — Я.С.), его нельзя обижать!
А вечером новый начальник отсмотрел программу своего предшественника Костюка и решил ее судьбу.
— Итак, будет ли программа заменена на вторую половину сезона?
— Да. Большая часть, если не сказать — вся. Сейчас мы выясняем — есть ли у артистов вторые-третьи номера для замены, и параллельно ведем переговоры с Росгосцирком по поводу двух аттракционов, уже связались с обладателем серебряного приза в Монте-Карло, работающего в жанре «свободы лошадей»...
— То есть вам не понравилось?
— Наоборот! Она очень качественная. Был приятно удивлен: столько людей, большое количество спецэффектов, задействованы все манежи. Но посещаемость цирка по месяцам такова, что март-апрель-май — наиболее проблемные, и для них надо делать ударную программу, чтобы пришла и та публика, которая уже посмотрит новогоднюю сказку...
— Вчера прозвучал вопрос, вы не услышали, — как артистам к вам обращаться?
В основном обращаются по отчеству, но те артисты, которых я знаю близко, дружу с детства, могут обращаться — Эдгард...