Одно отличие сразу бросается в глаза — надпись «Полиция» по борту служебной машины. А в остальном, если не считать реформирования и сокращения штатов, дорожные полицейские следят за движением, регистрируют ДТП, словом, ведут привычную жизнь блюстителей порядка.
Мы находимся на посту ДПС на Горьковском шоссе, напротив КПП дивизии имени Дзержинского. Обычный пост. Большое помещение для «приема посетителей». Есть кухонька и еще пара кабинетов. Аскетизм.
Андрей Федотов изначально закончил инженерно-авиационное училище. Служил в Бишкеке, через два года полк расформировали. В 1993 году пришел в ГАИ.
(Пока капитан рассказывает мне свою биографию, на пост заглядывает растерянная барышня и спрашивает, удивленно моргая:
— А Монино, это здесь?
Ей объясняют, что Монино «отсюда» отстоит на 21 км, что надо разворачиваться и т.д.)
Капитан Федотов — командир взвода. Штат — 30 человек, зона ответственности — от МКАД до границы с Владимирской областью. Средний возраст сотрудников — около 30 лет. Раньше две трети из них приходили в милицию после армии. Сейчас берут на службу исключительно молодых людей с высшим образованием.
Разговор прерывает вызов на ДТП. У торгового комплекса столкнулись две машины. Вместе с напарником Федотова капитаном Алексеем Кондаковым выезжаем по традиционно забитой Горьковке.
У него, как выясняется, есть своя профессиональная мечта: чтобы сумму так называемого «европейского протокола» увеличили хотя бы раза в два — с 25 тысяч до 50. «Европейский протокол», если кто не знает, это когда участники происшествия договариваются непосредственно между собой. Обмениваются данными страховых полисов и «разъезжаются». Видимо, в этот раз они так и поступили, потому что на указанном месте никого нет. Капитан разводит руками и говорит, что порой по пять раз за смену так выезжать приходится. Возвращаемся. Это, кстати, не так просто. ГАИ не ГАИ, а трасса забита. Едем с трудом.
Опять беседую с капитаном Федотовым. Чего он хотел бы от жизни? А вот Федотов хотел бы, чтобы водители уважали друг друга на дороге. А постоянная мечта Федотова — возвращаться домой, зная, что на его участке не произошло ДТП с пострадавшими.
— Самый спокойный день в году это 1 января. Все дома сидят. А самые трудные дни, конечно, выходные. Дачники едут, — рассказывает капитан Федотов. — А так без происшествий на дороге не бывает. Куда спешат? Ну, пропусти ты, если надо. Не на пожар же, как правило, едете. Нет. Здесь подрезал, там обогнал с нарушением. В результате ДТП, пострадавшие. Уважайте же друг друга...
Уважают пока слабовато. Если судить по прошлому году, то на начало ноября на участке 5-го батальона погибли 85 человек. В этом году за этот же период — 69.
Спрашиваю о мотоциклистах. Капитан признает, что за последнее время культура вождения мотоциклистов стала на порядок выше. Другое дело — скутеристы. Эти в последнее время совсем с катушек слетели.
— Надо бы и скутеристам права получать. Может быть, свои, специальные, но чтобы хоть правила знали. А то ведь и на красный едут, и по «встречке». И страховка им нужна...
Горьковское шоссе тем временем течет мимо нас лениво и одновременно нервно. Выходим на трассу. Инспектор останавливает «Газель». Проверяет документы и желает счастливого пути. Затем останавливает «КамАЗ». «Пробивает» по компьютеру. Все нормально… Штрафы оплачены, задолженностей нет. Водитель абсолютно адекватен. Уезжает с миром.
А я беседую с Ольгой Сандаловой — инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения. Ольга рассказывает о капитане Федотове — говорит, наставник хороший, подчиненные уважают. Я же интересуюсь теорией — основными причинами ДТП.
Основные причины известны. Это неуважение, хамство и пьянство.
— А в среднем сколько ДТП случается за сутки?
— Если учитывать ДТП с пострадавшими, то 20—25 в сутки.
Из-за первого снега и гололеда ДТП случаются, как правило, мелкие, «жестянка».
Естественно, задаю вопрос и о взятках. Ольга с гордостью рассказывает, что борьба с ними идет. Вот недавно их инспектор остановил фуру «за перегруз». Предлагали 50 тысяч. Отказался. На взяткодателя заведено уголовное дело.
Снова вызов. Неподалеку от поста авария. Volvo «притерлась» к фуре. Как только мы подъезжаем, по закону подлости сразу за местом аварии прямо на наших глазах барышня на «Опеле» «целуется» с «КамАЗом». «Поцелуй» удачный, никто не пострадал. На «Опеле» снесен бампер, помято крыло. А Горьковское шоссе наполовину перекрыто. Почти мгновенно составляются схемы двух ДТП, и пострадавшие машины своим ходом следуют к посту.
А мы самоустраняемся. Теперь инспекторам не до журналистов. Писанины выше крыши. Говорят, что бывают дни, когда рука авторучку не держит, столько приходится заполнять, фиксировать и подписывать. А бывает, что вообще ни одной аварии. День на день на трассе не приходится. Прощаемся с капитаном Федотовым и его подчиненными, желаем им удачи. А всем водителям, едущим мимо нас бесконечным потоком, — счастливого пути.