Судя по рассказу бывшего директора музея Рудольфа Вандера, военному министру подведомственные рязанские автодостопримечательности приглянулись с первого взгляда:
— Уже вскоре после назначения на пост главы МО Сердюков захотел увидеть наши самые раритетные экспонаты. Сперва мы по его распоряжению сделали и отправили в Москву наборы фотографий с подробным изображением каждой из ретромашин, — рассказал «МК» г-н Вандер. — А через некоторое время Сердюков лично посетил музей. Видимо, после этого визита и решилась наша судьба...
Автомузей создали при Рязанском военном автомобильном институте в 1994 г. — к полувековому юбилею. Однако экспозиция просуществовала лишь около 15 лет.
По словам Рудольфа Вандера, ликвидацию автомузея провели в два этапа. С 1 января 2010 г. ему понизили статус, превратив в историко-мемориальный зал, а позднее появился приказ министра о полном упразднении.
В числе 154 экспонатов рязанского автомузея были и очень редкие экземпляры. Например, парадный кабриолет «ЗИЛ-111В».
— Таких машин было выпущено всего около 10 штук, — рассказал корреспонденту «МК» известный автореставратор Вячеслав Лен. — «Рязанская» машина имеет особую мемориальную ценность: вероятно, именно на ней везли в апреле 1961 г. в Кремль первого космонавта Юрия Гагарина. Говорю «вероятно», поскольку на тот момент в Московском военном округе было два парадных кабриолета «ЗИЛ-111В», но считается, что в музее стоял тот автомобиль, который вез Гагарина. Оценочная стоимость этого «ЗИЛа» может достигать 1 млн евро.
В списках экспонатов музея значился также еще один автомобиль, собранный в спеццехе завода им. Лихачева, — лимузин «ЗИЛ-117». Было выпущено лишь около 50 экземпляров таких авто. По сведениям сотрудников рязанского музея, данный «ЗИЛ-117» был закреплен за Фиделем Кастро: кубинский лидер ездил на нем во время своих визитов в СССР.
— Вывозить наши экспонаты начали в феврале 2010-го, — вспоминает Рудольф Васильевич. — Тогда первым в столицу вывезли старый армейский вездеход «ГАЗ-67Б». Судя по имевшемуся у «эвакуаторщиков» наряду, его отправили на АМО ЗИЛ на капитальный ремонт. Следующими в марте увезли из музея тот самый знаменитый «ЗИЛ-111В», который произвел самое большое впечатление на Сердюкова, и «ЗИЛ-117». Согласно предъявленным циркулярам, их отправили на 147-ю автобазу Минобороны, которая расположена на Рублевском шоссе. К июлю-августу туда же перекочевали и многие другие машины из коллекции. В общей сложности на эту автобазу отправили 60 раритетов. Еще одну машину вывезти на Рублевку не удалось: довоенная «эмка» была в свое время подарена нашему музею жителем Рязани полковником Зотовым, но, когда он узнал про ликвидацию, сразу подал иск о возврате. Суд сперва арестовал автомобиль, а затем вернул его прежнему владельцу. В декабре 2010 г. мы направили одного из наших музейных сотрудников на 147-ю базу, хотя тамошнее начальство очень неохотно согласовало эту командировку. Тогда все «рязанские» машины были на месте. Кроме ретроджипа «ГАЗ-67Б», отправленного якобы на капремонт. О судьбе этого раритета я и до сих пор ничего не знаю.
— Визит сотрудников спецслужб, случившийся на днях, вас удивил?
— Приехавшие просто попросили меня показать все исходные данные и документы по коллекции автомузея и ее вывозу в 2010-м. О том, что какие-то из наших бывших машин могли сейчас пропасть, я от них не слышал.