Как и любое «светлое будущее», в теории массовое внедрение выделенных полос в столице выглядело очень бодро. Мол, народ, привлеченный современными автобусами с кондиционерами и вайфаями, начнет на них пересаживаться, чтобы ехать быстро и четко по графику. Автомобилей станет меньше, глядишь — и пробки рассосутся. А для нерадивых водил, заезжающих на выделенку, припасен кнут — штрафы в 3000 рублей.
Как и любое «светлое будущее», на практике эти проекты столкнулись с массой неучтенных вещей — например, с людской психологией. В массовом порядке автолюбители не захотели менять личного «железного коня» на «общественную кобылу». Да и выделенки игнорируют.
Утро понедельника, Дмитровское шоссе. Здесь открылась одна из новых выделенных полос. Оценить ее эффективность не представляется возможным. Перед нашей маршруткой — огромный караван, в котором автобусы составляют меньшую часть. Вперемежку с ними стоят авто самых разных моделей. Всем пора на работу, у всех начальство зверствует. Красный свет на светофорах, ограничивающих въезд на боковые улочки, игнорируется. Игнорируются вообще все правила движения. А тут еще реконструкция шоссе с ее ограждениями добавляет беспорядка. В какой-то момент движение перестает быть дорожным и становится броуновским.
— Все дело в камерах, — говорит водитель автобуса. — Они стоят на Яхромской улице. Там на выделенку никто не лезет, потому что с Дмитровки стали присылать штрафы в три тысячи еще с 1-го числа. А дальше камеры только на Тимирязевской. Вот после Яхромской никто ничего и не боится.
Похожая картина наблюдается и на выделенной полосе на Звенигородском шоссе.
— Здесь камеры стоят на эстакаде, — говорит водитель новенького автобуса, в салоне которого едет с десяток пассажиров. — Все знают, где они находятся. И огибают. А потом едут где хотят!
В подтверждение этих слов замечаю, что легковушки доезжают до середины эстакады, а потом, аккурат перед камерами, сворачивают на свою легальную полосу. А уж затем, через пару сотен метров, возвращаются на выделенку. И продолжают толкаться в пробке уже на ней.
Возможно, выделенная полоса на Звенигородском шоссе вызывает особую нелюбовь водителей еще и потому, что предназначена она для единственного маршрута — №850. А он к тому же и не слишком популярный. По словам водителей 850-го автобуса, за смену он перевозит всего около 2000 человек. Вот и задаешься вопросом: ради кого затеяли весь эксперимент?