Владимир Путин одобрил «страховой маневр», предложенный Минтрудом, отсрочив старт очередной пенсионной реформы до 2014 года. Напомним, что гражданин сможет сам выбирать, какую пенсию он хочет: накопительную или солидарную. Однако, выбрав вариант с накопительным элементом, гражданин потеряет 4% отчислений из 6% — они будут автоматически отправляться в страховую часть пенсии, и только 2% сохранятся в накопительной. Специалисты, ратующие за сохранение накопительного элемента, с этим крайне не согласны. По их мнению, у работника должны оставаться все 6%.
Большое внимание пенсионной реформе уделяет и бизнес. Еще бы: ведь ему, как работодателю, пенсионные отчисления и платить. Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов напомнил, что государство, пытаясь закрыть дыру в Пенсионном фонде, увеличило налоговые ставки для бизнеса. Что привело к возврату порочной практики выплаты зарплаты «в конвертах». Когда в 2010 году ставка единого социального налога и страховых платежей была на уровне 26%, размер выдачи зарплаты в конвертах составлял 9%, сообщил Титов. В 2011 году, с увеличением налоговых ставок до 34%, показатель «серых» и «черных» схем оплаты труда «в конвертах» увеличился до 41%. «Эксперименты со ставками не решили проблему Пенсионного фонда, а бизнес загнали в тень», — прокомментировал Борис Титов.
Уполномоченный по правам предпринимателей предложил свой вариант расчета пенсии. По его мнению, граждан до 1967 года рождения трогать не нужно. Людей старше 1967 года нужно перевести в так называемый фонд старшего поколения. И пенсии им платить не за счет сокращения накопительного элемента, а из средств, которые государство получит от приватизации госактивов, повышения акцизов на табак, алкоголь и налогов на недвижимость.
Независимые эксперты намекают на явно странные действия государства в сложившейся ситуации: «Можно было бы не покупать «Роснефти» акций ТНК-BP на $45 млрд, а 3 года финансировать Пенсионный фонд на эти деньги». Ведь хотя «Роснефть» и частная компания, все же 75% ее акций принадлежат государственному «Роснефтегазу». А значит, фактически компанией владеет государство, которое могло бы сэкономить. Получается, что частную нефтяную компанию чиновники хотят купить за счет пенсионеров.