Жаль, он забыл упомянуть одну маленькую деталь. Для того чтобы освободить судьям место, пришлось выгнать из исторического здания целый Музей Военно-морского флота. Ведь решение о том, что суды передислоцируются в Северную столицу, было принято «наверху» задолго до его официального объявления.
Здание Биржи, где с 1939 года располагался Центральный военно-морской музей, решили освободить еще весной. Причем не объясняли — для чего. Сейчас в нем планируется разместить будущих судей-переселенцев. А несколько месяцев назад музей перевели в Крюковы казармы, поясняя это необходимостью капитального ремонта здания Биржи.
На переезд из Биржи в казармы потратили немало денег, но экспозиции до сих пор не открываются. Хотя губернатор Полтавченко торжественно рапортовал перед горожанами, что ленточку вот-вот перережут, дело стоит. Открытие несколько раз переносили. Сначала оказалось, что «отремонтированное» здание казарм изобилует недоделками и строительными ляпами. Потом выяснилось, что быстро перевезти обилие исторических экспонатов не так-то просто. Музейные работники сообщили, что трудятся сверхурочно, чтобы поскорее справиться с последствиями переселения.
«Хранители старины» недовольны, что дело так затянулось, а еще — что при переезде пострадали ценные экспонаты из коллекции музея. К примеру, грузчики разбили точную копию скульптуры Петра Клодта, которая украшала нос клипера «Витязь», повредили механизм наводки 45-миллиметровой морской пушки. (И это далеко не единственные потери.) К тому же здание Крюковых казарм не так удобно расположено территориально. А это может уменьшить поток посетителей.
Однако тех, кто претворяет в жизнь «глобальные планы» по переезду судов, не трогает факт, что музей сейчас существует фактически виртуально. Его старые телефоны отключены, а новые пока не действуют. Ознакомиться же с перечнем экспонатов теперь можно лишь на сайте, увы, далеко не полностью. Здание Биржи, которое теперь пустует, не в таком уж и плачевном состоянии. Но это никого не смущает, решено сменить «начинку» Биржи, оставив лишь исторический фасад. Внутри же будут современные залы с сенсорными панелями и другими новейшими техническими достижениями для удобства судей.
Естественно, одной Биржи для построения судебной империи в городе на Неве мало, а потому часть служителей Фемиды переселится в другие места. Пока за основу взяли площадку дорогостоящего проекта «Набережная Европы». Ведь нужно строить вспомогательные административные здания, квартиры для сотрудников, гаражи, кафе и остальную «судебную» инфраструктуру.
Скорее всего 50 миллиардов — это начальная стоимость проекта. Ими при реализации «великого переселения» дело не ограничится. И, хотя Кожин заверяет, что часть средств будет выручена за счет реализации имущества судебных органов в Москве (то есть продадут служебную недвижимость и земельные участки), все равно расходы на судебный проект весьма впечатляют.
А музейщиков и горожан жаль. Первые вот уже полгода не могут разобраться в бардаке, случившемся из-за переезда, а вторые не видят уникальную коллекцию, начатую еще Петром I. Но у Фемиды глаза завязаны, а значит, музейные красоты ей все равно не видны.