Восемь «пенсионных» вопросов к правительству

При решении первого по-настоящему важного вопроса кабинет министров поразило странное оцепенение

Бурная дискуссия о будущем пенсионной системы в последние дни превратилась в фарс. Причем сюрреализм происходящего заключается не в самих параметрах реформы, а в странно бездеятельной позиции кабинета министров.

При решении первого по-настоящему важного вопроса кабинет министров поразило странное оцепенение

Шутка ли, получается, что правительственные чиновники фактически сорвали выполнение президентского поручения по совершенствованию действующей пенсионной модели, а потом, похоже, решили свалить ответственность за провал с больной головы на здоровую, то есть на главу государства! СМИ при этом оценивают ситуацию довольно превратно, лично читал в одном из деловых изданий следующее: «Президент Владимир Путин разрешил зампреду правительства по социальным вопросам Ольге Голодец уже со следующего года сократить [накопительную часть пенсии] 
с 6 до 2%».

Стоит напомнить некоторые законодательные положения.

Сначала п.3 ст.80 Конституции: «Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Все просто и понятно: Президент определяет направления и точка.

А теперь выдержки из Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Статья 13: «Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере». Статья 16: «Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения...».

В такой ситуации более чем странно, что выступать по пенсионному вопросу пришлось именно Владимиру Путину. 14 ноября, выступая на совещании по вопросам развития пенсионной системы, Президент предложил отложить вступление в силу разработанного депутатами (не правительством!) нового закона о пенсиях до 1 января 2014 года. Что же до прочих задач по совершенствованию механизма функционирования пенсионной системы, Президент «просил бы работу над ними завершить до конца текущего года». Заметим также, что, судя по интонации, факт переноса на год крайне важного для страны мероприятия главу государства, говоря мягко, не сильно обрадовал.

А что же правительство? Его председатель, видимо, осознавая, что решение о снижении отчислений на накопительную часть пенсий непопулярно, предпочел делегировать часть своих функций вице-премьеру Голодец и отбыл с иностранным визитом. Снова цитируем СМИ: «Cначала даже планировалось, что письмо [председателю Госдумы о том, что правительство поддерживает снижение отчислений на накопительную часть пенсии с 6 до 2% с 2013 г.] уйдет за подписью премьера, но он почему-то передумал...». Что это — страусиная позиция правительства по конкретному вопросу или больше того — государственный инфантилизм кабинета министров?

Дабы как-то прояснить ситуацию, ваш автор считает необходимым поставить перед кабинетом министров несколько риторических, как представляется, вопросов. Итак.

1. К настоящему моменту новая формула исчисления пенсионных прав (пенсионная формула) так и не разработана. По какому алгоритму с 1 января 2013 г. Правительство и ПФР намеревались рассчитывать трудовые пенсии?

2. Федеральный бюджет, а также бюджет Пенсионного фонда России сверстаны, при этом ставка отчислений на накопительную часть пенсии осталась прежней — 6%. Представляло ли Правительство, какую титаническую работу нужно было проделать в оставшиеся до нового года полтора месяца, чтобы изменить законодательную базу, прежде всего, Закон о 
бюджете?

3. К чему такая шокирующая спешка? Почему нельзя было изначально выйти с предложением о сохранении нынешнего порядка уплаты страховых взносов для тех, кто захочет остаться в накопительной пенсионной системе?

4. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — весомый финансовый институт, от эффективности работы которого в немалой степени зависит стабильность всей финансовой системы страны. Если же в НПФ «воруют», то где доказательства?

5. На протяжении многих лет ведутся дискуссии о совершенствовании нормативной базы инвестирования средств пенсионных накоплений. Есть ли у Правительства какие-либо планы на этот счет, а также инициативы по оптимизации контроля за использованием средств пенсионных накоплений?

6. По итогам I полугодия 2012 г. в ГУК 
«Внешэкономбанк» было сосредоточено 1442 млрд рублей пенсионных накоплений и еще 556 млрд рублей — в 143 НПФ. Итого: почти 2 трлн рублей. Разговоры о выпуске инфраструктурных облигаций для частичного размещения этих средств мы слышим давно, но воз и ныне там. Инициатив в этом направлении у Правительства также нет?

7. Пенсионная реформа расколола Правительство, и произошло это в относительно спокойное время. Кто даст гарантию, что кабинет министров будет твердым и последовательным, как некогда Правительство Путина, когда мировой финансовый кризис вторгнется в российское социально-экономическое 
пространство?

8. Осознает ли Правительство страны свою государственную ответственность за принятие/непринятие ключевых решений? И если да, когда и перед кем оно планирует отвечать?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру