Напомним, что разрыв кабеля, который осуществлял связь космоса с землей, произошел около 16 часов в среду в самом центре Мытищ, на Ново-Мытищенском проспекте, где расположена одна из АТС-581 (автоматическая телефонная станция) системы. Вскоре специалисты «Акадо», которые являются поставщиком услуг связи для Роскосмоса с 1996 года, получили тревожный звонок от заказчика с информацией о том, что в ЦУПе пропал сигнал связи со спутниками.
- Узнав об обрыве на линии, мы в считанные минуты определил его место — Мытищи, - рассказывает официальный представитель «Акадо» Денис РЫЧКА. - Поскольку поврежденными оказались больше двух кабелей, а такое может быть в исключительных случаях, - мы решили, что произошло повреждение общей кабельной канализации в результате земляных работ. Однако, выехав на место, никаких поверхностных работ наши специалисты не обнаружили. Тогда мы позвонили коллегам из других фирм — в МГТС и Ростелеком и узнали, что у них никакого обрыва нет. Это показалось еще более странным, — так много кабелей только у одного оператора еще не выходили из строя одновременно. Местом проникновения к нашей системе оказался шкаф, который располагается в здании самой АТС.
- Как мог кто-то проникнуть в АТС, там что не было охраны?
- Охрана в здании АТС существует, и допуск к шкафам есть только у сотрудников, операторов связи. То, что увидели специалисты нашей компании, когда открыли распределительный шкаф, очень напоминало намеренный акт вандализма: было вырезано два волоконно-оптических кабеля и еще несколько других. Потом представители фирмы Ростелеком, у которой мы арендуем помещение в АТС, объяснили нам, что все произошло в ходе демонтажа их собственного оборудования. Их сотрудниками был ошибочно демонтирован сегмент работающего оптико-волоконного канала связи, принадлежащий компании «КОМКОР» (торговая марка «Акадо Телеком»).
- Эти провода так легко спутать?
-В принципе, нет: там имеются кодовые обозначения принадлежности к тому или иному оператору. На месте обрыва волоконно-оптических кабелей представителями «Акадо Телеком» был составлен акт о повреждении линий связи, который подписали представители ОАО «Ростелеком». Сейчас мы готовим претензию к Ростелекому по поводу такого «случайного» повреждения наших кабелей.
- Ваша компания должна будет заплатить неустойку Роскосмосу?
- Нет. По договору, в случае обрыва канала связи, мы должны восстановить его в течение 48 часов. Мы же восстановили его за 19 часов, к 11.00 четверга, а потому не должны будем платить штраф. Роскосмос уже подтвердил, что продолжает и в будущем использовать наш канал связи, как основной.
К счастью, никаких негативных последствий для спутников и МКС сбой связи не вызвал. Не было космического мусора, требующего немедленного уклонения спутников и станции по команде с земли, не планировались и срочные маневры на самой станции. А если бы планировались? А если бы возникла угроза столкновения, а спутники — неуправляемы? В общем, произошедшее наводит на вполне очевидные вопросы: не банальная ли конкуренция ли между фирмами операторами привела к серьезному ЧП? Достаточно ли надежно охраняются такие объекты, как АТС, обеспечивающие связью Центр управления полетами? Если те, кто отвечает за безопасность полетов и качество связи, не решат их, то чего доброго, бардак и неразбериха на Земле может рано или поздно привести к нежелательным последствиям в космосе.