9 утра. Пересадка со станции «Боровицкая» на «Арбатскую». Угрюмая толпа обреченно воробьиным шагом движется к эскалатору. Душно, жарко. Вентиляция не работает. Пытаюсь снять пальто, но меня так зажали с двух сторон — не могу пошевелить руками. Если кому-нибудь сейчас станет плохо, у бедняги не будет ни малейшего шанса выбраться отсюда: сзади напирает толпа, по бокам металлические заграждения. В голове закипают злобные мысли: почему мы, как овцы, должны каждое утро покорно терпеть эту пытку? Очевидно, что город уже давно не справляется с таким людским потоком. Причем не только в транспорте. Задыхаются все городские инфраструктуры. Нас слишком много в пределах МКАД — так, может, стоит вспомнить практику советских времен и закрыть Москву? Давайте введем лимит для приезжих!
Поездки в метро уже давно превратились в экстремальный вид спорта. Взять хотя бы «Бауманскую». Чтобы войти в вестибюль станции в час пик, нужно приложить недюжинную силу. Открыты всего две двери, в противном случае люди потопчут друг друга перед турникетами и эскалатором.
Переход с «Боровицкой» на «Библиотеку Ленина». Тут так тесно, что приходится забыть о всякой вежливости и активно работать локтями: будешь вяло топтаться в очереди к эскалатору — потеряешь пуговицы, а то и ноги. Проектировщики этого перехода явно не рассчитывали на такую интенсивность пассажиропотока.
«Текстильщики» — это вообще жесть! Если удастся войти в поезд хотя бы с третьей попытки, считайте, повезло. Моя знакомая по утрам возит ребенка в школу в Китай-городе. Для этого они сначала едут до конечной в «Выхино», а там уже садятся на поезд, следующий до центра. Недавно она узнала, что их ветку собираются продлить до Жулебина. «Это будет полный звездец! — вынесла диагноз общественному транспорту несчастная мать. — Придется менять квартиру».
Вообще-то планы московского правительства продлить метро за МКАД и объединить его с подмосковными электричками вызывает нервную дрожь у многих жителей столицы. Прямо вижу, как народ из Калужской, Тульской, Рязанской и других соседних с Москвой областей под завязку забивает сначала электрички, которые, если верить властям, вскоре будут ходить с интервалом в две минуты, как метро. Потом вся эта людская масса загружается в поезда метрополитена, и всё — остальные могут не беспокоиться!
Сейчас, чтобы решить проблему пробок на дорогах, нас пересаживают на общественный транспорт. Но под землей уже такие же пробки, как на поверхности. А дальше что, в Москве-2020 нам предложат пересесть на велосипеды и самокаты? Или сразу переселят за 101-й километр?..
И вот теперь я хочу спросить отцов моего родного города: на фига нам столько приезжих в Москве? Я понимаю, что достойной работы у них по месту жительства нет. Сожалею! Ясно и то, что все они здорово обогащают городскую казну и бизнес: налоги, растущий товарооборот и так далее и тому подобное. Но моя-то в чем выгода?
Вот я — коренная москвичка, и все члены моей семьи такие же «выродки»: здесь родились, учились, женились на таких же москвичах, и работаем мы все тоже в столице. Но наши родители имели хотя бы какие-то крошечные привилегии на улучшение жилья. А у нас есть перспективы только на его ухудшение. Цены на московские метры вряд ли когда-нибудь снизятся: слишком много желающих поселиться в пределах МКАДа. Не говоря уже о том, что на просторах России и СНГ полно людей, чьи доходы несопоставимо выше, чем у среднестатистической семьи. Опять же, если кому-то из них не хватит денег на московскую квартиру, они всегда смогут поселиться в Подмосковье, а на работу ездить в Москву. Тем более что большинству коренных жителей Подмосковья новое жилье так же не по карману, как и коренным москвичам — в Москве.
Я уже не говорю про очереди в детские сады и школы, про переполненные поликлиники и больницы! Недавно меня по «скорой» увезли в одну из них. Попала я в ГКБ №50, во вторую терапию. Половина отделения ремонтируется, а вторая забита пациентами так, что женщины и мужчины лежат вперемежку и делят общий душ и туалет. А вскоре я поняла, по какому принципу размещают больных: приезжие за деньги занимают палаты, а москвичи «за бесплатно» даже после реанимации вынуждены лежать в коридоре.
Московские и областные власти как заведенные обещают нам, что социальные и транспортные проблемы — дело временное и будут вскоре решены. Нам, мол, осталось подождать уже совсем чуть-чуть — каких-то 5—10 лет... Но верится в эти обещания с трудом. Коммерческое жилье за МКАДом строится гораздо быстрее социальных объектов. По оценкам экспертов, в Московской области до 2020 года собираются построить еще 70 млн кв. м жилой площади! Ясно, что новоселье там справят вовсе не жители Подмосковья, а приезжие с южных и северных окраин страны. То есть к уже имеющимся 10,5 млн человек (а может, 17 или даже больше?) прибавится еще как минимум 7 миллионов! Тут уж никакие самокаты не спасут: будем ходить пешком, причем плечом к плечу, как в метро в час пик на пересадках.
Но — я повторяю свой вопрос: зачем нам столько этих «понаехавших»? В чем их уникальность и необходимость городу?
Мне возразят, что «прописка», «лимитчики» — это наше позорное прошлое. Что во всем мире столицы — это перенасыщенный человеческий раствор, где перемешаны все расы и так далее. Но зачем нам сравнивать себя с Америкой, Францией, Германией? Разве мы можем сравниться с ними по уровню жизни, культуры населения — как говорится, по Сеньке и шапка. А потом — что хорошего в парижских погромах, которые устраивают арабы? Зачем нам повторять чужие ошибки?
Недавно Общественная палата области обнародовала статистику: иммигранты за год совершили 8500 преступлений. У нас что, нет своих отморозков, нам нужно их завозить из других регионов?
И вообще, хоть кто-нибудь считал, сколько среди приезжих — уникальных, высококвалифицированных специалистов? Может, вместо того, чтобы вкладывать бюджетные деньги в многокилометровые ветки метро, строить все новые и новые детсады и школы, эффективнее было бы просто ограничить число приезжих?
Ну да, без недовольных не обойтись: придется ввести жесткие квоты на прием рабочей силы без прописки. Наверно, сократится рынок аренды жилья в столице, ну и что? Кто пострадает? Риелторы и владельцы квартир, сдаваемых внаем. Но последние все равно не платят налоги со своих доходов. Мнение, что «зажравшиеся» москвичи не пойдут работать в коммунальное хозяйство, торговлю и сферу обслуживания, навязывают нам те, кому выгодно держать в этих сферах «рабов» из СНГ вместо того, чтобы поднимать там зарплату и создавать цивилизованные условия труда. По-моему, намного эффективнее потратить часть бюджетных денег, которые сейчас собираются закачать для решения транспортной и социальной проблемы в городе, в эти непрестижные сферы экономики, и москвичи согласятся там работать.
Кстати, недавно моя соседка хотела устроиться работать дворником, так на нее в ЖЭКе посмотрели как на сумасшедшую. Там уже давно все схвачено представителями киргизской диаспоры, и любая образующаяся вакансия передается от одного земляка к другому. И так буквально во всех сферах городского хозяйства — будь то полиция или здравоохранение. Весь город поделен между диаспорами, соседями и свояками. Ну а мы на этом празднике жизни, похоже, лишние.