Этой осенью группа Pink Floyd получила премию Prog Rock Awards одноименного британского журнала Prog Rock в номинации «Лучший дизайн». Поводом и предметом оценки послужил выпущенный музыкантами в прошлом году бокс-сет, в который вошло сразу несколько переизданных альбомов — The Wall, The Dark Side Of The Moon и Wish You Were Here. Неудивительно! Музыканты-бунтари-эстеты всегда славились не только качественно и по теме сделанной музыкой, но и своими способностями ее визуализировать. Формы варьировались от живого концерта с бутафорской Берлинской стеной на обломках настоящей до выпуклого анимационно-игрового кино на ту же «Стену» (точнее, наоборот, если по хронологии). Перечень оригинальных авторских работ можно продолжать и продолжать, а потом уверенно подытожить — Pink Floyd стояли у истоков современного жанра видеомузыки, если, конечно, определять все это как жанр. На этом не точка. Спустя уже десятилетия после первых художественных опытов самих музыкантов пинкфлойдовские звуки нашли свое продолжение в жанре театральном, а точнее — пластическом. Послушав пластинку группы The Final Cut («Окончательный монтаж»), выпущенную в 1983 г. и посвященную Второй мировой войне, ее решили своим телом «проиграть» студенты Школы-студии МХАТ из мастерской Константина Райкина.
Срежиссировала спектакль известный хореограф Алла Сигалова. Она попыталась не просто поставить танец под музыку, а сделать концептуальную историю, в которой движение — это способ говорить, а не пресловутое эстрадное украшательство. «Балетное» прочтение «Пинк Флойд» временами даже превосходило по накалу эмоциональные пики оригинала, но в целом все равно вышло нарочито красиво и не очень естественно, будто над действом довлела не столько харизма самой музыки, сколько харизма хореографа: импровизации в действии мало, хотя ее так ждали зрители, а заученных жестов — много, хотя иногда они и к месту.
Подзаголовок «Реквием по послевоенной мечте» к названию альбома, придуманный Роджером Уотерсом, мог бы стать заголовком спектакля, адекватным его патетичности. Как ни старались сценографы изготовить поменьше декораций, но и это не спасло участников шоу-спектакля от чрезмерной помпезности. А действие и впрямь подчас превращалось в шоу. Задачи его сделать не было — стояли другие цели, но из песни слов не выкинешь, хотя в этой постановке их даже хочется добавить самим Pink Floyd, так старались актеры иногда изображать даже то, чего нет в музыке. Казалось, что создатели и актеры пересолили от влюбленности к флойдовской музыке и переперчили с патетикой военной тематики. И вроде все хорошо с образами — то скомканные камуфляжные костюмы под майками актрис олицетворяют плод под сердцем женщины, то столы превращаются в окопы, больничные носилки или концлагерные блоки, но в какой-то момент наступает пресыщение, желание закрыть глаза и просто послушать Pink Floyd, «не запивая», без изобразительного ряда, чтобы просто не захлебнуться от такого мощного визуального потока. Без комментариев, пожалуй, можно оставить воспроизведение мясорубки из знаменитого клипа The Wall: добро на эту картинку дали авторы музыки тем, что сами ее и придумали. Кстати, предупредили ли Pink Floyd о том, что один из их альбомов решили обыграть за морем, на наших отечественных подмостках, неизвестно, впрочем, как и то, что бы они подумали, глядя на сцену. По крайней мере, точно почувствовали бы себя настоящими старцами с длинными седыми бородами. Ведь все актеры этого спектакля родились минимум лет через семь после выхода The Final Cut.