Педагоги пишут возмущенные открытые письма президенту в Интернете. Им вторят родители, считающие, что неизбежным последствием укрупнения станет снижение качества образования. Родители обеспокоены тем, что слияние обычных и специализированных заведений понизит уровень последних, что образовательные учреждения потеряют свое лицо, традиции и атмосферу, что директор школы всегда захочет остаться именно директором школы, а вошедший в его ЦУ садик станет для него неинтересным «прицепом» и останется фактически брошенным на произвол судьбы…
— Укрупнение школ — это в целом ни хорошо, ни плохо… — пытается успокоить их уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. — Уже давно в Москве есть комплексы из 4 и даже 7 школ, и там все в порядке. Но мне не нравится агрессивная массовость нынешней кампании, когда все происходит стремительно, родителям мало что объясняют и с ними недостаточно советуются.
Сторонники объединения нажимают на повышение финансово-экономической стабильности учреждений-«монстров», рост эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств и качества управленческой деятельности. Дескать, только так можно обеспечить приемлемую оплату труда учителям, зарплата которых в нынешних условиях напрямую зависит от количества воспитанников в школе или саду… А единая образовательная концепция, по идее, должна объединить сад и школу в комплексе, обеспечить преемственность всех этапов развития ребенка. Представители Департамента образования столицы попытались убедить в этом москвичей.
— Объединение школ и других образовательных учреждений не делает их хуже! — уверяет первый замруководителя департамента Вениамин Каганов. — В худшем случае все остается на прежнем уровне (дети учатся в тех же классах и у тех же учителей) — просто организационно-правовая форма иная. В лучшем же случае качество образования улучшается, ибо крупная структура существенно сильнее по многим факторам. С начала года поступило более 1000 заявок на объединение в Центры образования от окружных управлений образования, от руководителей образовательных учреждений. Более 250 комплексов создано, более 50 в разработке… Отношение к каждому случаю индивидуальное: 237 заявок на 83 комплекса отклонены — нет достаточного согласия среди родительской общественности или просто нет смысла в самом объединении.
— По объединениям в нашем округе со стороны педагогических коллективов претензий не было! — добавляет начальник окружного управления образования Северо-Восточного административного округа Москвы Алексей Анисин. — У учителей прибавилась зарплата (или как минимум не упала!), родители поняли, что дети пришли в те же классы, к тем же учителям, не оправдались опасения, что школа лишится, скажем, логопеда, психолога, социального педагога и т.д. — никто ничего не лишился!
А директор школы 1174 Ольга Назарова сейчас рассматривает просьбы двух детских садов о присоединении к своей школе:
— Я хочу успокоить — директор школы прекрасно справляется с руководством и детским садом тоже! А заведующие детскими садами никуда не деваются и остаются руководителями своих структурных подразделений. Интересы детсадовцев и их родителей ни в коей мере не страдают!
Более внятных объяснений преимуществ ЦУ никто из чиновников дать не смог, масса вопросов по-прежнему осталась. Но как бы там ни было, процесс укрупнения образовательных учреждений стартовал и едва ли будет отменен в принципе. Поэтому остается лишь надеяться на то, что мнения родителей и самих учителей — главных и непосредственных участников этого процесса — будут услышаны и учтены.