Парадокс в том, что Анатолий Сердюков сделал много важного и нужного для будущего вооруженных сил, а покидает свой пост в результате как провинившийся. И причина в том, что реформирование проводилось им с крайним презрением как к генералитету и офицерскому составу, так и к армейским традициям. В результате те, кто мог стать его союзниками, оказались его противниками. И даже назначенные им же и формально лояльные к нему генералы, в личных разговорах позволяли себе нелицеприятные оценки его личности. Фактически реально преданными людьми он мог считать только тех сотрудников (в основном женского пола), коих привел вслед за собой из налоговой службы, тех за кем в армии закрепилось прозвище «наложницы Сердюкова».
Некоторые из них сейчас проходят по громкому делу «Оборонсервиса», послужившего причиной отставки министра, о чем открыто заявил Владимир Путин. Очевидно, что уже обнародованные эпизоды этого дела — лишь верхушка айсберга. Хотя ещё в 2008 году, когда в структуре Минобороны создавалось акционерное общество, было очевидно, что делается это из коммерческого интереса конкретных чиновников к огромной собственности, находящей в ведении военного ведомства — об этом не раз писал «МК».
Более того, реформирование армии проводилось исключительно с оглядкой на эти активы. Других логичных причин для ликвидации учебных вузов в столице, переноса Главного штаба ВМФ в Петербург и множества других решений, завязанных на недвижимость, просто нет (во всяком случае никто из аналитиков разумных аргументов с военной точки зрения привести не может).
В результате сложилась ситуация, когда все финансовые потоки, на которых раньше «кормились» некоторые генералы, оказались переключены на созданные Сердюковым коммерческие структуры. Поначалу наверху это не вызывало особых опасений — ведь финансиста Сердюкова и назначили министром для того, чтобы он навел в армии финансовый порядок. Но затем стало очевидно, что по части улова в «мутной воде» генералы были всего лишь рыбачками-любителями по сравнению с «китобоями» из команды Сердюкова.
О личных перспективах бывшего министра в рамках уголовного дела «Оборонсервиса» можно пока лишь догадываться. С одной стороны представитель СК Владимир Маркин осторожно намекает, что бывший теперь Сердюков «конечно будет допрошен, если для этого будут основания». Но допросить — не значит обвинить.
С другой стороны, теоретически, из свидетеля Сердюков легко может превратиться в подследственного. Правда, для таких радикальных решений в нашей стране требуется воля высшего руководителя. Мотивов при этом у Путина может быть как минимум два: выгонять федеральных чиновников (даже проворовавшихся) с позором он не любит, но личные связи (о которых уже писал «МК») в окружении президента могут заставить его нарушить это правило.
***
Во всей этой истории наибольшее сочувствие вызывает новый министр обороны. В постсоветской истории России эту должность можно считать фактически расстрельной. Ни у одного из уходящего по своей, или же чужой воле с этого поста министра, в дальнейшем уже не было серьезного политического будущего.
Причем, хотелось бы того Сергею Шойгу, или нет, ему придется проводить санацию оборонного ведомства от кадров Сердюкова и внедренных им коммерческих схем. Именно этим, возможно, продиктовано решение Верховного главнокомандующего назначить популярного и «не запачканного» чиновника. Это очередная попытка добиться от военных лояльности к власти, так как, несмотря на многочисленные повышения зарплат, они всё ещё без энтузиазма относятся к правящему режиму. В этой ситуации лучшей кандидатуры, чем Сергей Кужугетович найти сложно. Шойгу привык действовать в экстремальных условиях без оглядки на звания, должности и заслуги.
Очень похоже, что первым кандидатом на увольнение в военном ведомстве может стать тайный Герой России, непосредственный исполнитель реформ, нынешний начальник Генштаба Николай Макаров. У военных давно вызывала изжогу его нарочитая готовность оправдывать любые сомнительные с военной точки зрения распоряжения Сердюкова и его команды.
Вступая в должность, новый министр обороны уже противопоставил свою позицию позиции предшественника. Бальзамом на душу офицерскому корпусу легли его слова о том, что он собирается опираться на военных, как на основной интеллектуальный ресурс в управлении вооруженными силами.
Подход, безусловно, верный. Вопрос только в том, остался ли этот ресурс после десятилетий бессмысленного и беспощадного реформирования российской армии. Огромное количество профессионалов были уволены или ушли под давлением, в частности из-за несогласия с волюнтаризмом Сердюкова. Заполнить все вакантные должности имеющимися компетентными управленцами не представляется возможным. Поэтому Шойгу остаётся либо растить новых — на что уйдут годы, либо также как и Сердюкову приводить своих людей, либо призывать под свои знамёна уволенных предшественником опальных генералов.
Проще говоря, простых решений для нового министра здесь не ожидается. Главный спасатель России теперь пришел на помощь армии. Цитируя известного писателя Дмитрия Горчева, «опять вокруг бегает бессонный Чрезвычайный Министр Шойгу — штопает окружающее пространство».
Ольга Божьева
Игнат Калинин
СМОТРИТЕ, КТО УШЕЛ
«Я думаю, что губернатор знал о будущем назначении, такие вещи неожиданно не делаются. Но Шойгу не подал вида, все эмоции держал в себе. А вот в министерствах сейчас страшный переполох: в правительстве отставки точно не ожидали», — об этом «МК» рассказал источник, близкий к администрации области.
Сергей Шойгу проработал на посту губернатора 6 месяцев и за это время главным образом показал себя активным финансовым лоббистом. «Шойгу оказался первым, кто благодаря своему политическому весу поднял тему «рейдерского захвата» Московской области и потребовал варианты компенсации: поменять место уплаты НДФЛ, списать долг региона, компенсировать прирезку части области к Москве, причем с перспективой на будущее», — говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Среди других запомнившихся дел губернатора эксперт называет новую команду довольно молодых профессионалов, а также неожиданные затеи вроде парка России — страны в миниатюре. При этом говорить о том, что губернатор на долгий строк задал некий положительный вектор развития региона, Наталья опасается: «Новая метла метет по-новому, и говорить о том, что все инициативы Шойгу будут реализованы, не приходится. Если придет новый человек, Подмосковье ожидает еще один год длительной перезагрузки и неопределенности».
Важной инициативой на посту губернатора стали земельные предложения Сергея Шойгу. Чиновник предложил повысить бюджет области за счет повышения налогов и штрафов на сотни тысяч гектаров неиспользуемых сельхозземель. Аргументы выглядели убедительно: собственники покупают (берут в аренду) участки за бесценок, переводят в категорию под строительство, затем продают по спекулятивной цене, в десятки раз превышающей изначальную стоимость. Переведенную землю застраивают коммерческим жильем либо устраивают другой сверхприбыльный бизнес, при этом область с этой прибыльной схемы получает одни убытки — в виде нагрузки на инфраструктуру от нового жилья. Правительство РФ в целом одобрило предложения губернатора, но конкретных совместных решений чиновники пока не выработали.
Интересно, что критика инвесторов, продающих земли по высокой рыночной цене, распространилась и на Министерство обороны. «Мало того что за аренду этих земель область не получает средств, так ведомства еще и ими приторговывают. Включите телеканалы — перманентная реклама: «Продается земля, обращаться в Минобороны, телефон…» Считаю, каждый должен заниматься своим делом. Минобороны — Родину защищать. Если этим ведомствам столько земли не нужно для исполнения своих функций, то следует перевести ее в ведение Федерации или региона», — сказал в августе губернатор в интервью «Итогам». Затем Шойгу обратился в правительство с просьбой приостановить торги по земле, объявленные министерством, до решения, которое примет относительно этой земли правительство. Всего, по данным губернатора, в области около 200 000 га федеральной земли; на торги с начала года Минобороны выставило более 3000 га.
По поводу другого важного дела — передачи военных городков в область, за что серьезно взялись в Подмосковье, — губернатор с министром обороны уже откровенно ругался. После всех поручений президента завершить передачу еще до 15 июля оказалось, что сотни военных городков все еще находятся в ведении Минобороны и к отопительному сезону не готовы, потому что правительство вроде бы не выделяет денег. Теперь, после кадровой перестановки, экс-губернатор сам будет решать задачи, в провале которых так резко обвинял бывшего министра.
СМОТРИТЕ, КТО ОСТАЛСЯ
Исполняющим обязанности губернатора Подмосковья пока оставлен вице-губернатор Руслан Цаликов.
«По закону и.о. должен назначить президент, но так как Сергей Кужугетович уже приступил к исполнению обязанностей министра обороны, его работу пока исполняет Руслан Хаджисмелович», — рассказали «МК» в пресс-службе губернатора. Выбирать главу региона жители Подмосковья будут в сентябре 2013 года.
Источники «МК» разошлись во мнениях, назначат ли Цаликова «окончательным» исполняющим обязанности либо Сергей Шойгу заберет его с собой. «Руслан Цаликов, которого экс-губернатор привел из МЧС, известен как человек, которому Шойгу всецело доверяет, на которого может положиться. Это прекрасный финансист и хозяйственник, который действительно двигает процесс. Если перед ним ставят задачу, он ее всегда выполняет. Будет странно, если такого человека министр обороны не возьмет в новую команду», — говорит источник, близкий к правительству Московской области. По его словам, отношение к Цаликову в правительстве хорошее, он со всеми на дружеской ноге. С другой стороны, останется «человек Шойгу» на посту исполняющего обязанности или нет, зависит от того, насколько захочет новый министр обороны «присутствовать в области».
Пока же определенно можно сказать только одно: если Сергей Шойгу и Руслан Цаликов — полные единомышленники — останутся на своих нынешних постах, множество проблем Министерства обороны (программа по строительству жилья для военных, военные городки) удастся решить в самые короткие сроки.
Алина Фадеева
ИЗ ДОСЬЕ "МК"
ЦАЛИКОВ Руслан Хаджисмелович родился 31 июля 1956 года в Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР. В 1983 г. окончил Северо-Осетинский государственный университет им. Хетагурова, а в 1983 г. — аспирантуру Московского института народного хозяйства им. Плеханова. Специальность по образованию — экономист. Кандидат экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации, действительный государственный советник Российской Федерации I класса.
Руслан Цаликов познакомился с Сергеем Шойгу в 1991 году, когда произошел сход лавины на Военно-Грузинской дороге. Шойгу тогда привез группу спасателей, а Цаликов в Северной Осетии возглавлял министерство финансов. Позже Шойгу привлек Руслана Цаликова к совместной работе в рамках смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. А в 1994 году он предложил ему перейти в МЧС России.
Первая должность Цаликова в МЧС — начальник Главного финансово-экономического управления. С 2000 по 2005 годы он был заместителем Шойгу, а в 2007-м — его первым замом. После назначения Шойгу губернатором Московской области Руслан Цаликов заявлял «МК», что готов и дальше следовать за своим шефом без раздумий, что вскоре и произошло — с 17 мая 2012 года и до последнего времени он занимал пост вице-губернатора Московской области.