«Амурская», напомним, постоянной радиосвязи с портами не имеет, так что никаких подробностей о том, что случилось с сухогрузом, нет. Известно лишь, что в воскресенье, в девять утра по местному времени, сработал аварийный радиобуй судна, в район предполагаемого бедствия отправились ближайшие корабли. Спасательная операция осложняется плохими метеоусловиями: «Бе-200» и два вертолета могут работать только по фактической погоде.
Остается не совсем ясно, сколько человек находилось на борту. Первоначально сообщалось об одиннадцати моряках, однако позже выяснилось, что трое из них в рейс не пошли. Со значительно большей уверенностью сообщается о грузе — 700 тонн золотоносной руды. С учетом того, что в артели старателей, из портового пункта которой вышла «Амурская», добывается россыпное золото, содержание его в тонне руды не может превышать 10 граммов на тонну. Компания «Полиметалл», которой принадлежит груз, заявляет о еще меньшей доле металла в руде — не более 6 граммов на тонну. То есть чистого золота со всего груза можно было получить в районе 4 кг. «Полиметалл» оценивает ущерб в
В своем анализе ситуации издатель «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко отмечает, что точка, откуда пришел аварийный сигнал, на 19 миль юго-восточнее последнего известного местонахождения «Амурской» двенадцатью часами ранее. Уже тогда скорость движения была крайне низкой: 3,4 узла, что свидетельствовало либо о поломке, либо о штормовых условиях. При слабом или сломанном двигателе груженое судно вполне могло сдрейфовать в точку, где сработал аварийный радиобуй.
То есть, с точки зрения специалиста, картина действительно напоминает обстоятельства аварии по техническим или погодным причинам. Перегрузить сотни тонн руды в море, особенно в сильную качку, невозможно. Мало того, смысла в этом особенного нет, ведь ее еще где-то надо обработать, а все подходящие мощности известны и постоянно контролируются. Остается версия о хищении руды еще в порту, при погрузке, с последующей продажей ее, скажем, в Китай. Но она еще более фантастична. С учетом суровости нравов служб безопасности артелей старателей и сравнительно невысокой выгоды от такой махинации вряд ли кто-то всерьез захотел бы так рисковать своей головой.
Как отмечает Войтенко, если в ближайшие несколько часов судно не будет найдено или не выйдет само на связь, то можно будет считать его погибшим. По мнению специалиста, наиболее вероятной причиной гибели можно считать смещение руды. «Навалочные грузы весьма опасны при перевозке морем, особенно если груз разжижен и количество воды в нем опасно высокое. Способствовать смещению груза могла неспособность судна удержаться против волны из-за слабого двигателя или его поломки».