Представители экспертного сообщества рассуждают о причинах провала субботнего «Марша миллионов», который так и не смог собрать заявленные 50 тысяч участников. По данным полиции, на шествие и митинг на проспекте Сахарова пришли около 14 тысяч человек. По словам наблюдателей, основную массу собравшихся составили представители «Левого фронта» и радикальных движений. Так называемый креативный класс на этот раз практически проигнорировал шествие — не было ни забавных лозунгов, ни атмосферы, которую один из блогеров когда-то охарактеризовал емким: «Да сюда билеты надо продавать».
По мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, оппозиции не удалось собрать под своими знаменами представителей креативного класса. По его словам, сейчас акции посещает протестное ядро, которое фактически ходит на митинги, как на работу: «Оно составляет порядка
Одна из главных причин провала субботней акции, считает заместитель секретаря Генсовета «Единой России» Алексей Чеснаков, отсутствие ярких лидеров и объединяющих идей: «Все главные проблемы нынешней оппозиции сегодняшнее действие высветило в полном масштабе. Это и отсутствие ярких лидеров, и отсутствие объединяющих идей, и смысла деятельности».
«Акция не оправдала своего названия. В ходе „Марша миллионов“ не прозвучало никаких новых идей, а была лишь эксплуатация старых лозунгов. Поэтому, полагаю, что оппозиция находится в серьезном кризисе. Те здравомыслящие люди, которые приходили на подобные акции, разочарованы», — соглашается с коллегой правозащитник Александр Брод.
Доктор политических наук, профессор РГГУ Сергей Черняховский считает, что оппозиции стоило бы актуализировать повестку дня и переориентироваться на требования рядовых граждан: «Они сконцентрированы на том, что важно для себя, а не на том, что волнует людей. Очень многие недовольны тем, что происходит в стране, но у оппозиции так называемой нет конкретных требований. Поэтому популярность лидеров (оппозиции) на уровне 1–2%».
«Оппозиции нужно формировать внятную повестку дня, чтобы люди пошли за ними», — подтверждает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.