— Юбилей Валентина Александровича в этом году совпал с другой знаменательной датой, — рассказала корреспонденту «М-СПОРТА» Татьяна Викторовна. — Сорок лет назад в нашей стране был проведен первый чемпионат Европы по самбо, главным судьей на котором был мой муж. Не так давно в Москве прошло
«ТЕСТ КРАВЧЕНКО»
— Столица, считаю, всегда оставалась мозговым центром и оплотом самбо: в институте физкультуры — ГЦОЛИФКе (ранее на улице Казакова, теперь на Сиреневом бульваре) — работали настоящие мэтры этого вида борьбы. Такие, как ветераны войны Алексей Захарович Катулин и Евгений Михайлович Чумаков, к которым Валентин Александрович попал в
Уже тогда Валентин Александрович обнаружил несомненный организаторский талант: начал проводить закрытые внутриведомственные соревнования. Он вошел в историю «девятки» как основатель борцовской школы, внедривший свою методику боевой и физической подготовки сотрудников и призывников кремлевского управления. Он совместно с федерацией и коллегией судей разработал правила и нормативы для боевого раздела самбо. Например, проводил для сотрудников соревнования по боевому самбо на специальной полосе препятствий, после преодоления которой надо было еще отразить нападение трех противников. «Тест Кравченко» проходили далеко не все.
РИСОВАЛ И СОЧИНЯЛ
— Встретились и поженились мы с Валентином Александровичем, еще когда учились в институте физкультуры. На тот момент я была мастером спорта по художественной гимнастике, а Валя — чемпионом Москвы по самбо. Кроме того, он получил звание почетного мастера спорта. Для этого надо было на протяжении нескольких лет подтверждать норматив мастера спорта СССР.
Так и получилось, что я стала ходить на его соревнования, а он — на мои. Его друзья дружили с моими подругами. Эта дружба осталась у нас на всю жизнь.
Самбо мне сразу понравилось своей мужественностью. И он влюбил меня в эту борьбу. Как и в себя. Он сам был таким статным, мужественным, с офицерской выправкой. Неслучайно потом ему доверяли полномочия главного судьи многих всесоюзных и международных соревнований, где он лично командовал парадом борцов, прекрасно справлялся с обязанностями диктора, поскольку имел командный, «левитановский» голос.
В общем, лучшего организатора для такого ответственного турнира, как чемпионат Европы, сложно было представить. И он не подвел: многие очевидцы не раз вспоминали красочное открытие, показательные выступления спортсменов по боевому самбо. Такие «шоу» для того времени были явлением необычным.
Как мне было не влюбиться в такого мужчину?! Ко всем прочим достоинствам он прекрасно рисовал и сочинял великолепные стихи, замечательно исполнял песни не только на русском, но и на украинском и литовском языках, был великолепным рассказчиком, знатоком отечественной истории и литературы! Очень любил поэзию, особенно Маяковского и Есенина. Вокруг него всегда собирались люди, он как-то умел их сплачивать. Недаром самбисты прозвали его «комиссаром», этаким предводителем. Кстати, вместе со своими динамовцами Валентин Александрович участвовал в эпизодах знаменитых фильмов «Адъютант его превосходительства», «Золотой теленок», «Щит и меч». В последнем он играл немецкого офицера, и за это его «не погладили» в Кремле, и даже разжаловали.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛЮБОВЬ
— Уже в браке не раз замечала Валентину, что самбо у него на первом месте, а я — только на втором. Он не отрицал. Говорил: если скажут, не колеблясь, выберу свой путь. И путь этот — самбо, объединивший таких замечательных людей, как Давид Рудман, Владимир Панкратов, Олег Степанов, Илья Цыпурский, Виктор Миленин, Борис Васюков, братья Латышевы...
Но разве можно было обижаться на такого человека, который служению делу, Родине отдавал всего себя. Патриот в полном смысле этого слова.
Куда бы он ни приходил тренировать, его команды выходили на первые роли. Так было в «Динамо», то же произошло, когда поступил на работу в
А каким заботливым и чутким он был. Он оберегал меня, помогал в моей спортивной карьере. Десять лет я входила в сборную СССР, была двукратной чемпионкой мира, добилась звания заслуженного мастера спорта. Поэтому лишь на
Валентин Александрович рано ушел из жизни. Однажды он серьезно заболел. Случилось это из-за того, что он постоянно сгонял вес, так как не хотел переходить в более тяжелую весовую категорию.
В итоге в организме нарушился солевой обмен. Это привело к полиартриту, воспалению суставов. Начали отказывать почки. Из-за сердечной недостаточности в 53 года его после тяжелой болезни не стало... Он был примером для подражания молодежи как эталон офицера, самбиста и патриота России...
Но дело его жизни живет! Сегодня самбо в Москве — один из самых популярных и востребованных видов спорта, наша национальная борьба. Валентин Александрович был бы доволен.
Ренат ЛАЙШЕВ, генеральный директор ЦО «Самбо-70»:
– Валентин Кравченко – великий самбист, обладавший виртуозной техникой борьбы. Мне посчастливилось лично знать его. Он дал немало полезных советов и идей. Часто Валентин Александрович приходил к нам на тренировки, демонстрировал броски, приемы. Он всегда держал себя в великолепной форме, годы, казалось, были над ним не властны.
Сейчас мы работаем над созданием музея – в центре образования «Самбо-70» достраиваем здание в виде колизея. В галерее на втором этаже будет экспозиция о чемпионах и ветеранах самбо, в том числе будет раздел, посвященный Валентину Александровичу Кравченко.