Участок федерального леса, который скоро может исчезнуть, находится между деревней Чесноково Истринского района, деревней Маслово и Николиной горой Одинцовского района, в красивейшем месте Подмосковья. Чуть южнее находятся Горки-10, Ильинка, Жуковка, Барвиха, севернее — Павловская Слобода и Аносино. Здесь на огромной территории — в основном малоэтажные или частные дома, вписанные в природу. Чуть западнее — Звенигород. Даже госкомпания «Автодор» изменила проект ЦКАД на этом участке, чтобы обойти зеленую зону. А вот частные застройщики планам не изменили.
Сначала некое ООО берет участок федерального неприкосновенного леса у Рослесхоза. Назначение таких земель только одно — рекреационное использование. Но на чистке леса и обустройстве зон отдыха застройщик много не заработает. Тогда ООО обращается в местную администрацию с просьбой присоединить лесной участок к какой-нибудь близлежащей деревеньке. Назначение земли в таком случае можно поменять на «жилищное строительство». По принятым в 2009 году поправкам к законодательству администрация поселения даже не проводит в этом случае общественные слушания. Затем необходимо получить согласование Рослесхоза о том, что агентство не возражает против отъема леса. А потом — отправить документы на утверждение губернатору. После того как губернатор утвердил присоединение леса, застройщик может начать здесь коммерческую деятельность, и значит, получить преимущество при выкупе территории по льготной цене. И затем — продать по запредельной коммерческой. Либо построить жилье, инфраструктуру — и продать еще дороже.
Именно так случилось с лесом, который местные жители называют Рублевским. В распоряжении «МК» имеется обращения некоего ООО «Гренадеры» к премьеру Владимиру Путину с просьбой поддержать проект освоения земель в районе Маслово перед Рослесхозом. ООО планировало в лесу «комплексное освоение» и 37 км дороги между Новой Ригой и Рублево-Успенским шоссе. На письме стоит резолюция — «Зубкову В.А. Поддержать». Таким образом, десятого декабря прошлого года постановлением правительства Московской области участки общей площадью примерно 240 га были присоединены к деревне Маслово Одинцовского района. «Учитывая согласие Федерального агентства лесного хозяйства», — говорится в постановлении. Уже несколько месяцев здесь ведется масштабная вырубка. Карта Рублевского леса составляет примерно 700 га, при этом 250 га уже выведены из Гослесфонда, еще 250 га запланированы к выводу, еще 200 га — пока оставлены в покое. Итого — около 70% леса Рослесхоз отбирает у местного населения и отдает их в одни руки.
«Земля в районе деревень Маслово и Обушково оценивается примерно в $60–80 тыс. за сотку», — подсчитал руководитель загородного отдела департамента элитной недвижимости KnightFrank Андрей Соловьев. В отдельных случаях цена может доходить и до $90 тыс. за сотку — все зависит от инфраструктуры и местоположения участка. По словам эксперта, сегодня в этом районе строится и многоэтажное, и малоэтажное жилье, которое приносит сверхприбыль.
Между тем, как выяснил «МК», получить согласие Рослесхоза на отъем леса не так-то просто. Похожая ситуация сложилась в подмосковном Троицке, где бывший мэр включил в Генплан 250 га федерального леса, но «забыл» их обозначить при согласовании с Минрегионом. Местный общественный совет в суде отстоял лес, куда ходили гулять все горожане. «Федеральное агентство не так-то просто отдает свое имущество, — рассказала юрист общественного совета Троицка Ирина Урюпина. — Они могут отдать участок под государственные нужды вроде трассы федерального значения, например. Еще иногда отдают под церкви. Но под такую ерунду, как заправки, парковки, жилье — никогда». Впрочем юрист также отметила, что представители агентства далеко не всегда участвуют в процессе. «Куда-то они просто не являются и не защищают свои права. И тогда мы понимаем, что, видимо, кто-то с кем-то договорился».
По данным «Гринпис России», за последние пять лет леса бывшего защитного пояса Москвы потеряли до трети своей территории. Еще через 10 лет от него всего треть и останется. «Незаконные ограждения и захват лесных участков начались еще в 2007 году, когда был принят новый Лесной кодекс, но сейчас такие случаи серьезно участились и стали страшной тенденцией. По нашим данным, к 2022 году бывший лесозащитный пояс Москвы может потерять 60% своей территории: ее огородят заборами, расчистят и застроят», — рассказал ранее «МК» руководитель лесной программы «Гринпис России» Алексей Ярошенко. По его словам, сегодня лес забирают, во-первых, самозахватом, во-вторых, участвуя в аукционах Рослесхоза, которые проводятся с нарушениями, в-третьих — с помощью присоединения лесных территорий к землям населенных пунктов. Точную площадь леса, которую включили в состав муниципальных образований, экологи назвать не могут, но отмечают, что им известны сотни случаев.