На этой неделе в плане работы Госдумы — второе чтение поправок в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и «О выборах депутатов Государственной думы». Предлагаемые изменения предусматривают право партийных боссов самим решать, кому из предвыборного списка передавать освободившийся мандат в случае, если избранный депутат досрочно сложит полномочия. Сейчас же место в парламенте того или иного уровня автоматически «наследуется» в порядке «живой очереди» — по предвыборному списку кандидатов.
Из лидеров партий по мандатной проблеме особенно высказывается руководитель «Справедливой России» Сергей Миронов. Эксперты объясняют такое внимание лидера «эсеров» нелегким положением дел в партии.
«Больше всего в принятии этих поправок заинтересован лидер справедроссов Сергей Миронов», — комментирует ситуацию в СМИ директор Института политики и государственного права Виталий Иванов. И этому, считает эксперт, есть две причины. Первая — «У него лично и у „Справедливой России“ сложилась наиболее трудная ситуация с бюджетом». Иванов отмечает, что для него тяжелым ударом был уход Бабакова, который закрывал у них значительную часть расходов. Вторая причина — «У Миронова до сих пор остаются не закрыты обязательства, которые он брал перед отдельными коммерческими кандидатами, обещая им мандаты».
Поэтому в случае принятия поправок, считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, «на вакантные места в Госдуме попадут, прежде всего, платежеспособные кандидаты из списка». «Справедливая Россия» еще перед выборами испытывала серьезный финансовый кризис, поэтому Миронов был крайне заинтересован в появлении как можно большего числа потенциальных спонсоров«, — добавляет политолог.
Поэтому, как отмечают эксперты, в предлагающихся поправках содержатся коррупционные риски. «Партия может указать во главе списков вполне порядочных людей, а с помощью этой схемы протащить в Госдуму не учителей и врачей, а жуликов, воров, миллионеров, которые обычно идут в самом конце региональных списков», — предполагает директор Института политических исследований Сергей Марков. Наблюдатель предупреждает: если процедура передачи мандатов будет изменена, в Госдуму сможет пройти «любой из нескольких сотен кандидатов по всей России, и начнется такая беспредельная коррупция, которая дискредитирует выборы в принципе».
А исполнительный директор Ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Георгий Федоров вспоминает последней скандал на выборах в Мособлдуму в Раменском районе Московской области в декабре 2011 года, в котором были замешаны как раз представители «СР». По словам Федорова, тогда «кандидат от партии Владимир Лактюшин по итогам выборов заявил на пресс-конференции, что ему фактически предложили „купить“ депутатский мандат, а его депутатское кресло отдали крупному предпринимателю».
Наблюдатели затрудняются назвать конкретную цену мандата депутата Госдумы сегодня. «Речь идет о миллионах долларов. Но там играют роль многие факторы, поэтому точной рыночной цены нет», — поясняет Сергей Марков. «Цифра фигурировала 5 миллионов, но она примитивна. Здесь не учитывается множество нюансов. Я не поручусь, что это верно. Кто-то, видимо, за такую цену покупал. Но я знаю, когда платили больше, когда платили меньше», — констатирует Виталий Иванов.
Как считают эксперты, зарабатывая на депутатских местах, партии могут потерять главное — доверие избирателей. «В случае если мандаты будут переходить к людям, обладающим достаточным состоянием, бизнесменам, то тогда не избежать разного рода обсуждений в СМИ», — предупреждает директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.