В бумаге координаторов «РосПила» вызывают на Петровку, 38, «для дачи объяснений» по непонятному поводу. «Что это за „требование о явке“, нам непонятно, — пояснил Навальный „МК“. — В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом мы не обязаны реагировать до получения официальной повестки, коей эта филькина грамота не является. Мы не усматриваем в ней оснований, чтобы отвлекаться от работы».
Работа оппозиционера связана и с новым проектом под названием «Добрая машина пропаганды». О том, как он должен функционировать, Навальный подробно пишет в своем блоге — это и расклеивание листовок, и установка транспарантов, рисование граффити, живое общение. Пропагандистская машина власти, по словам Навального, включает в себя госканалы и крупнейшие печатные издания, а это требует громадных финансовых вливаний. Денег на аналогичную кампанию у оппозиционеров нет, поэтому придется справляться не дорогими, но доходчивыми средствами.
— У нас есть главный инструмент — неравнодушные люди, — говорит Навальный. — Если 100 тысяч человек по всей стране готовы будут тратить час в день или хоть в месяц на участие в ДМП, то механизм будет работать.
Просветительскую деятельность несогласные ведут давно. Существует движение «РосАгит», которое занимается распространением агитационных материалов, листовок, плакатов и, как известно, даже палаток для протестующих. Активную деятельность в этом направлении ведет «Прорыв», организуя флешмобы, одиночные пикеты и также распространяя агитматериалы. А знаменитый «РосПил» доносит до общественности информацию о коррупции и беспределе властей. Что же тогда предлагает Навальный?
— Например, вы пишете мне письмо из города Брянска: «Я хочу стать частью ДМП, что мне делать?» — поясняет он. — Я в ответ даю список возможных вариантов действий: от листовок до одиночных пикетов. Вы отвечаете, например, что готовы расклеивать листовки в подъездах, и я вам их отправляю.
При этом Навальный настаивает на том, что проект не является централизованным, у него нет единого механизма управления сверху. Активисты получают материалы, информацию и советы о том, как они могут действовать, остальное находится в сфере личной инициативы.
— Мы просто физически не сможем управлять всем из офиса, — поясняет он. — К тому же если есть кнопка включения, то на нее можно нажать, чтобы выключить, что и будет пытаться сделать центр Э.
Значимой составляющей ДМП будет личное общение. «Выпишите на листочек людей, которым вы сможете позвонить раз в месяц и рассказать горькую правду о происходящем с примерами, так, чтобы они не считали вас сумасшедшими и политфриками», — продолжает ЦУ в своем блоге Навальный.
Выглядеть это может примерно так: «Здравствуй, моя дорогая бабушка, — скажет внучка. — Хочу рассказать тебе историю о том, как в казанском ОВД сотрудники полиции...» — и далее уже в зависимости от психологической устойчивости прародительницы...
Критики проекта утверждают, что активистов могут обвинить в незаконной политической пропаганде и действиях, направленных на разжигание агрессии по отношению к власти, а с другой стороны, гражданская активность будет направлена не на митинги. Бабушки если и не пойдут на баррикады после просмотра разоблачающих роликов, то хоть с внуками поговорят раз в месяц, ведь в «зомбоящик» они утыкаются явно не от хорошей жизни. Тут хочется предложить обратную агитацию, старшее поколение расскажет о своих проблемах, о том, почему же голосует за Путина и чего боится, глядя на протестную активность молодого поколения. Еще одна хорошая идея: в процессе расклеивания листовок и установки табличек с плакатами помыть стену в подъезде. Тогда идея оппозиционера и вовсе откроется в новом, социально полезном ключе.