Этому, собственно, и учит журнал «Первоклассные родители». Подсказывает родителям, как делать с малышом уроки. Обращает внимание на то, что может являться показателем нездоровья малыша. Что же касается вопросов пап и мам, то ни один из них не остается без ответа. Для этого в редакции «Первоклассных родителей» им в помощь работает персональный консультант — педагог-психолог Анастасия Кузнецова.
«Моя дочка была хорошо подготовлена к школе, с удовольствием, успешно начала учиться, но к концу учебного года ситуация изменилась. Учитель говорит, что она стала невнимательна, поэтому допускает ошибки, хуже думает...Что с ребенком?»
Если невнимательность проявилась только во втором полугодии и не связана с высокими нагрузками на нервную систему и переутомлением, то, скорее всего, вы причину и следствие поменяли местами. Не от невнимательности девочка плохо учится, а, наоборот, от проблем в усвоении материала школьной программы ребенок невнимателен. В какой-то момент учитель не обратил внимания на затруднения ребенка, не прояснил сложные для восприятия и понимания моменты, девочка «выпала из процесса» и, как следствие, потеряла к нему интерес. Психология семилетнего ребенка такова, что слушать внимательно то, что непонятно, он не может. Важно, чтобы вы с помощью педагога еще раз вернулись к пройденному материалу и помогли девочке до того, как плохая успеваемость ребенка скажется на мотивации к обучению.
«Сын-второклассник начал „оговариваться“, причем по поводу и без. Такое ощущение, что он ставит под сомнение все, что мы ему говорим! Как быть?»
Радоваться, что личность вашего мальчика развивается! Такое поведение — предвестник рефлексии, которая формируется как раз в младшем школьном возрасте. Ее развитие заставляет ребенка не просто безоговорочно принимать на веру все, что говорит ему взрослый, но и вырабатывать свои собственные взгляды и мнение. Осознание отношения к миру и своему месту в нем только зарождается, и на вас малыш просто тренируется. Старайтесь избегать приказного тона, терпеливо объясняйте, рассуждайте, доказывайте, если необходимо. С одной стороны, вы удовлетворяете его потребность в развитии, с другой — показываете пример того коммуникативного взаимодействия, которое ребенок будет копировать.
«Почему сын плохо и с ошибками списывает с доски? Зрение мы проверяли — все нормально...»
Возможно, причина в низкой степени развития произвольного внимания, умения ориентироваться на образец, точно его копировать. Чтобы проверить, так ли это, нарисуйте простенький домик с некоторым количеством мелких деталей (украшение на крыше, забор из определенного количества досок-палочек). Попросите ребенка точно его скопировать (срисовать). Никаких пояснений больше не давайте и на уточняющие вопросы не отвечайте. Если малыш неважно справился с заданием или проявил творчество, то мы, скорее всего, имеем дело с недостаточным уровнем развития приемов учебной деятельности, и коррекционную работу нужно вести в этом направлении.
Если с листа он копирует без проблем — есть смысл показаться нейропсихологу. Может быть, это особенности в развитии пространственного или зрительного восприятия. Бывает, что ребенка достаточно пересадить в другой ряд, и ситуация улучшается, а порой нужна специфическая коррекция.
Ваш вопрос?
Ответ на него читайте в следующем номере журнала.
Подписаться на журнал можно на почте по каталогу «Роспечать» (индекс 37021) или в редакции: тел.
Сайт: www.1roditeli.ru