На тот момент предприятие работало со стабильной прибылью, год от года наращивало объемы производства. И расчеты показывали, что возврат кредита более чем реален. Без расчетов, а также без уверенности в возврате выданных средств Сбербанк кредит бы просто не выдал.
Но это было первое большое заблуждение, с которым спустя некоторое время и определенные события пришлось столкнуться Сергею Пойманову и руководству комбината. Как выяснилось позже, очень возможно, что выдает, если кто-то преследует несколько иные цели, нежели проведение государственной кредитно-финансовой политики, как декларируется высшим руководством Сбербанка и, в частности, его президентом Германом Грефом.
Спустя несколько месяцев после получения кредита Россия вслед за всем мировым сообществом вступила в полосу глобального экономического кризиса. И если 2008 год ОАО «Павловскгранит» закончило еще на уровне прошлых показателей, то с 2009 года начались серьезные проблемы, в основном связанные с потерей стратегических клиентов. Погашать тело кредита и проценты по нему в полном объеме на тот период для предприятия перестало быть возможным. Пойди в то время банк навстречу просьбам ГОКа, через пару лет, по выходу экономики из кризиса, он вернул бы долг сполна.
Тем не менее на тот момент руководство предприятия и сам Пойманов все еще были преисполнены оптимизма и уверенности в том, что Сбербанк пойдет навстречу градообразующему предприятию города Павловска и ведущему налогоплательщику Воронежской области. Увы, как оказалось, это тоже было заблуждением.
На все предложения по пролонгации кредита, снижению процентных ставок, возможных вариантов реструктуризации руководство и Центрально-Черноземного банка Сбербанка России, и Сбербанка России отвечало отказом. Равно как и на настойчивые предложения Пойманова встретиться с Грефом и обсудить перспективы крупнейшего нерудного предприятия России. Вместо этого банкиры скромно, но настойчиво потребовали контрольный пакет акций Павловского ГОКа.
По утверждению представителей компании, на тот момент у банкиров для «Павловскгранита» уже нашлись новые владельцы с известными, звучными фамилиями, связанные с первыми лицами ряда федеральных силовых и правоохранительных структур. Оставалось только формально лишить прежних акционеров собственности и передать ее в руки вновь обретенных счастливцев.
Для реализации этой задачи как нельзя лучше подходила дочерняя компания ОАО «Сбербанк России» — ООО «Сбербанк Капитал», даже в банковских кругах имеющая неоднозначную репутацию, которую обычно именуют рейдерской. Куда 20 мая 2010 года и были переданы документы по кредиту ЗАО «Павловскгранит-ИНВЕСТ».
В этот период как никогда активизировались разного рода «переговорщики» и «решатели», предлагавшие Сергею Пойманову свои «компетентные» услуги (разумеется, не бесплатно). Именно от них применимо к акциям Павловского ГОКа он впервые услышал о сыне Генпрокурора России Артеме Чайке, о своем бывшем коллеге по бизнесу, владельце «Национальной нерудной компании» Юрии Жукове и о многих других. Эти слухи окончательно избавили его от еще одного заблуждения насчет того, что все происходящее вокруг его конфликта со Сбербанком — лишь итог судебных перипетий, связанный то ли с недоработкой юристов, то ли с неблагоприятным стечением обстоятельств.
Примерно с осени 2010 года стало очевидным, что в отношении Павловского ГОКа реализуется четко спланированная схема действий. Летом 2011 года Пойманов делает ряд заявлений в федеральных СМИ, в которых открыто заявляет о рейдерском захвате принадлежащего ему предприятия. Вообще, надо признать, что с момента передачи документов ГОКа в «Сберкап» эта история приобрела ярко выраженный динамизм, зачастую переходящий во внезапность.
В частности, 22 июня 2011 года «Сбербанк Капитал» произвел списание 36,37% акций одного из основных акционеров Павловского ГОКа — ООО «Витэра» сначала на свои счета, а потом в депозитарий ОАО «Сбербанк России». По данным «Коммерсанта», акции «Витэры» были раздроблены на два пакета — 25% и 11,37%. Владельцем первого пакета выступило зарегистрированное на Кипре Nisoram Holding Limited, принадлежащее, по слухам, уже упомянутому Юрию Жукову. Владельца оставшегося пакета по сей день тщательно скрывают все (15 декабря 2011 года Арбитражный суд Воронежской области своим решением истребовал пакет акции кипрской компании Nisoram Holding Limited из чужого незаконного владения).
Нереальная для российской бюрократической действительности быстрота и слаженность действий в отношении акций «Витэры» натолкнула представителей «Павловскгранита» на очевидную связь основных участников «распила». «Сбербанк Капитал» является «дочкой» Сбербанка России. Одним из руководителей компании «НЕО-Центр», производящей оценку акций «Витэры», оказался сын Германа Грефа — Олег Германович. Юрий Жуков давно, еще со времен своей истории с группой компаний «ПИК», является желанным гостем в том же Сбербанке. Крупнейший банк страны значится также в учредителях регистраторского общества «Статус», держателя акций ОАО «Павловскгранит».
Есть в этой истории еще пара-тройка действующих лиц, обладающих высокой государственной властью и явно себя не обнаруживающих. Доказать их заинтересованность в конфликте Сбербанка и структур «Павловскгранита» компании пока не удается. Как комментируют в компании, они столь известны, что очень хотелось бы, чтобы их стремление отнять успешное предприятие у его законных владельцев на деле оказалось лишь еще одним заблуждением. Скажем, того же Сергея Пойманова, на чью собственность открыли охоту под удобным предлогом невыплаты кредита. Хотелось бы, чтобы чистота мундира и соблюдение закона для людей, возглавляющих государственные, в том числе и финансовые институты, были не пустыми словами, а принципами жизни.
Но, увы, в последнее время дело «Павловскгранита» принимает такой оборот, что сомневаться в участии «сильных мира сего» не приходится. Скажем, несмотря на определение Верховного суда РФ от 8 декабря 2011 года, запрещающего реализовывать на торгах акции, находящиеся в собственности у Сергея Пойманова, 19 декабря 2011 года все же состоялись торги по продаже принадлежащих ему 100% акций ЗАО «Павловскгранит-ИНВЕСТ». Проводились они Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росгосимущество) в лице ООО «Инвестиционная компания Таск Квадро Секьюритиз».
Пытаясь добиться исполнения определения Верховного суда, Пойманов официально обращался в службу судебных приставов, в Минимущества РФ, в Росгосимущество, в Службу судебных приставов Московской области, в ОАО «Сбербанк России» и, конечно, в ООО «Сбербанк Капитал». И в этом тоже заблуждался — все его обращения не привели ровным счетом ни к каким результатам. Ну, или почти ни к каким — торги по личному пакету акций Пойманова в ОАО «Павловскгранит», намеченные на 23 декабря, в этот день не состоялись. Но они все же были проведены несколькими днями позже после спешной отмены определения Верховного суда по обращению того же «Сберкапа».
Но все это Сергею Пойманову еще только предстоит доказать в многочисленных судебных инстанциях. На сегодняшний день ему и так удалось добиться невозможного — почти три года противостоять отлаженному механизму поглощения якобы проблемных, а на деле перспективных российских активов, привлечь внимание общественности, вслух заговорив о коррупции в самых высоких эшелонах государственной власти. И каким бы трудным, опасным и порой безрассудным ни показался выбранный им путь, по существу это единственный способ научиться уважать себя и победить коррупцию.