Аналогичный показательный наезд ВВП на «серые» схемы в черной металлургии в 2008 году обернулся для компании «Мечел» падением капитализации почти на треть. И это накануне глобального кризиса, который еще сбросил цену «металлических» акций.
Известие о «кадровой чистке» уже успело подложить большую свинью энергетикам. Напомним, что в ходе «сеанса разоблачения» в Хакасии в начале этой недели Путин обвинил каждого второго руководителя энергокомпаний в коррупции и выводе средств в офшоры. В результате рекордно «упало» «РусГидро», а 23 декабря лидерами снижения стали акции компаний, чьих директоров, по неофициальной информации, собирались обсуждать в Белом доме как кандидатов «на вылет». Среди них раскритикованные Путиным член правления ФСК Александр Бобров, замгендиректора «Холдинга МРСК» Алексей Санников, гендиректор «Тюменьэнерго» Евгений Крючков и глава «Энергострима» Юрий Желябовский.
«Первый пошел», написав заявление, Желябовский, который был аттестован премьером как ядро офшорной схемы в ЦФО. Однако г-н Желябовский не участвует в капитале сбытовых предприятий, являясь лишь наемным менеджером, недоумевают в «Энергостриме».
Непонятны претензии и к другим жертвам критики Путина, о намерении которых уйти в отставку пока не сообщалось. Так, уличенное в связях с кипрским офшором «РусГидро» прибегло к этой схеме после согласования с правительством, пояснил представитель компании Борис Зверев. А председатель правления «СО ЕЭС» Константин Подлесный, которого премьер уличил в учреждении девяти аффилированных организаций, на самом деле учредил только одну, пояснили в пресс-службе компании. И та не связана с «СО ЕЭС» каким-либо договором.
Ситуация напоминает предвыборную кампанейщину с весьма избирательным подходом к выбору жертв. Ведь о «серых» схемах в энергетике известно не первый год. Эта отрасль просто попала под горячую руку, ведь, по данным Института экономики РАН, 90% отечественных компаний принадлежит холдингам, зарегистрированным в странах, где узаконен «налоговый рай». Что же касается борьбы с уходом в офшоры, то здесь рекомендации экспертов сводятся к главной: надо не только на словах, но и на деле работать над инвестклиматом в стране.