Ряд социологических служб в день голосования, 4 декабря, проводили так называемые exit-polls — опросы граждан на выходе с избирательных участков. Среди таких исследовательских центров был и Независимый фонд «Центр политических технологий». Согласно его данным, оглашенным в ночь выборов, «Единая Россия» по столице набирала больше половины голосов — 52%. Затем шла компартия — 19 %. Третье место занимала «Справедливая Россия» — за нее проголосовало по итогам опроса 12% москвичей. За ЛДПР в столице отдали свои голоса 9% граждан. На остальные партии приходится 3% от общего числа избирателей.
Напомним, официальные данные говорят о том, что «Единая Россия» набрала в столице 46,5%, КПРФ — 19,4%, «Справедливая Россия» — 12,2%, ЛДПР — 9,5%, «Яблоко» — 8,6%.
Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров «на цифрах» доказал, что интернет-среда и СМИ, в принципе, зря волнуются... Данные открытых и закрытых исследований общественного мнения накануне выборов, результаты exit-polls... и итоговые показатели партий коррелируют между собой. Отклонения результатов составляет менее 2%.
«Последний прогноз, который был обнародован за неделю до выборов, явка 58%, „Единая Россия“ — около 55%, КПРФ — чуть больше 16%. Оставшиеся партии пойдут по иерархии. Это был последний публичный прогноз. Потом был непубличный», — сказал Федоров, пояснив, что ЦИК РФ под каждые выборы проводит конкурс закрытых прогнозов. «Мы его сделали. „Единая Россия“ — 51,9%, КПРФ — 16%, „Справедливая Россия“ — 12,9%, ЛДПР — 13,1%. Дальше были выборы», — отметил генеральный директор ВЦИОМ. По его словам, «exit-polls отклонился на 1,99% от результатов выборов». «Больше всего отклонений по „Единой России“ — 0,8% и КПРФ — меньше 0,5%. Вообще-то, точность оказалась очень высокой», — заметил Федоров.
Эту мысль главы ВЦИОМ подтвердил и генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
«Во-первых, социологические опросы не учитывают целый ряд процедурных факторов. Например, последовавшее после голосования распределение голосов непрошедших в Госдуму партий, в том числе того же „Яблока“, которое на некоторых территориях набрало довольно большой процент, но итоговую цифру получило низкую. Во-вторых, существуют данные exit-polls, которые в любом случае более достоверны, чем данные любых социологических исследований», — считает Орлов.
Эксперты утверждают, что борьба за результат — вещь обычная, в ситуации же с Москвой оппозиция хочет оправдать свои полученные не столь высокие проценты с помощью споров о честности и прозрачности выборов.
«Никаких достоверных сведений о массовых нарушениях в ходе выборов в Москве нет, — уверен главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко. — То, что сейчас происходит в СМИ, — волна разговоров о нелегитимности голосования, подначивается оппозицией. Эта деятельность, по мнению политолога, направлена не столько на то, чтобы поставить под сомнение результаты думских выборов, но и имеет целью повлиять на президентские выборы.
«Появляющиеся сейчас некие данные по итогам выборов в Москве малодостоверны, — считает политолог Вячеслав Данилов. — Выборы состоялись, если кто-то считает их нечестными или подтасованными, есть законная процедура, нужно обращаться в суд. Напомню, Центризбирком получил по итогам выборов немногим более сотни жалоб. Можно предположить, что если бы нарушения в Москве были массовыми, жалоб было бы намного больше».
«Социологи и политологи за неделю до выборов дали с десяток вполне конкретных прогнозов, большинство из которых, по крайней мере, в отношении „Единой России“ оказались даже слегка завышенными, — отмечает Данилов. — Итоги выборов, в том числе по Москве были подтверждены результатами exit-polls, которые проводили независимые исследователи. Так что все эти разговоры о нелегитимности — это лишь подыгрывание популярной медийной теме, крайне выгодной для оппозиции. Ведь ей нужно оправдать свои низкие результаты в столице, которую они всегда почему-то считали городом несогласных, но, как показали выборы, серьезно ошибались. Подобная ситуация была и на выборах в Мосгордуму три года назад, тогда оппозиции так и не удалось доказать или хотя бы предоставить какие-то убедительные свидетельства нечестности победы единороссов».