Напомним, что окрыленные массовостью акции 10 декабря на Болотной площади, ее организаторы решили развить события новым митингом, назначенным на 24 декабря. Для этого создали комитет, в который, в частности, вошли лидеры ПАРНАСа Борис Немцов и Владимир Рыжков, думские эсеры Геннадий Гудков и Илья Пономарев, представитель «Левого фронта» Анастасия Удальцова, писатель Борис Акунин (менее известный как Григорий Чхартишвили), журналист Леонид Парфенов. Из первого заседания комитета решено было сделать публичную акцию: с интернет-трансляцией и приглашением журналистов.
Как ни странно, именно такая открытость и погубила начинание: общественность стала свидетелем «тихого скандала», приведшего к большому разочарованию. Началось мероприятие на позитивной волне.
Леонид Парфенов призвал собравшихся «поскорее переходить от нашего полулюбительского собрания к чему-то организационному, нормальному». Для этого журналист предложил подумать о создании «чего-то вроде ассоциации московских избирателей, которая бы вступила в диалог с депутатами нынешней Думы». Парфенов логично обосновал свою идею: «С этим завершающимся уже избирательным циклом никто ничего не успел, настроения созрели слишком поздно, долго спали и теперь нужно попытаться, чтобы эти 5 лет не проходили впустую, ну и 6 лет президентского мандата».
Борис Акунин, в свою очередь, сразу предположил, что митинг 24 числа и окажется тем местом, где будет «проведена регистрация московского объединения избирателей», и даже прикинул логистику мероприятия: «Люди приходят и подписываются там с паспортом и так далее, это будет акция, а не просто вот что-то». «Я хотел бы призвать вас всех и на митинге, и во время всего этого движения свои партии не пропагандировать... », — обратился к присутствующим с надеждой на проявление здравого смысла литератор.
Однако идея встретила резкую отповедь со стороны внесистемных лидеров. Возможно, именно потому, что от нее явно несло «системностью» — не требованием невозможного, а «созданием ассоциаций» и планомерной работы, в том числе и с нынешним составом Думы. В ответ Борис Немцов сходу начал выдвигать политические лозунги, с которыми, по его мысли, должен проходить митинг 24 декабря. Это, разумеется, не понравилось Парфенову с Акуниным, которые даже не стали ждать окончания заседания, чтобы заявить о своем выходе из оргкомитета. «Мы приняли решение с Борисом Акуниным на следующее собрание не приходить. Мы сказали, что хотели сказать, а дальше этим должны заняться профессионалы. Пусть на наши стулья сядет кто-то другой», — объяснил Леонид Парфенов, похоже, скрыв за политкорректностью формулировки просто-таки бездну разочарования.
Характерно, что и эксперты, и простые наблюдатели оказались солидарны в оценках произошедшего. «В лидерском составе комитета из приличных людей, имеющих позитивный баланс рейтинга и антирейтинга, людей, которые могут являться моральными авторитетами, есть только Парфенов и Акунин, — считает глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. — Чем больше все остальные лидеры будут агитировать, продавливать свою позицию, тем больше будут отпугивать остальных». «Надо четко понимать, что люди приходят не к политическим движениям. Они не воспринимают ни «Левый Фронт», ни «Солидарность», ни кого-либо еще в качестве организаторов, — отметил участник оргкомитета Илья Пономарев.
«Господа, упаси вас Бог завтра начать полемику с вашими политическими оппонентами по поводу «программ», «политических платформ» и тому подобной партийной хрени! — обращается к Немцову и Рыжкову блоггер Татьяна Бушманова. — И вы лично, и ваши движения разочаровали уже довольно много людей — иначе бы вам не пришлось сегодня быть «оппозицией». «Надо в оргкомитете главным делать Парфенова, — решительно настроен блоггер Владимир Корниенко. — Самый умный и выдержанный».
Может, поэтому Парфенов и покинул оргкомитет — «умным и выдержанным» в этой компании оставаться тяжело. Или, может, он для этого слишком уважает тех людей, которые вышли на Болотную площадь. И никогда не согласится сделать их «пушечным мясом», как Эдуард Лимонов, причитавший у памятника Марксу, что у него (Лимонова) «украли революцию» — люди, отправившиеся на разрешенный митинг, чем, возможно, нарушили грандиозные планы своего лидера.
То, что «внесистемщики» держат своих сторонников за расходный материал, давно уже не является секретом. Можно сказать, Парфенов и Акунин легко отделались, успев уйти до того, как их начали напрямую оскорблять. «Несогласные» могут, вполне. «Что тут сказать? Собрались ублюдки», — так высказался Виктор Шендерович о гражданах, собравшихся на недавний митинг протеста в Петербурге. Да, граждане Шендеровича освистали. Но это Шендерович пришел к ним на митинг, а не они к нему. После ухода Парфенова и Акунина становится очевидно: лидерам внесистемной оппозиции митинг 24 декабря нужен лишь для того, чтобы в очередной раз «потребовать невозможное» — например, отмены регистрации Центризбиркомом всех «неправильных», с их точки зрения, кандидатов в президенты. И дать ему на это, скажем, две недели. Уйдя от площади Революции на Болотную, «внесистемщики» все равно не то, что недалеко ушли — они фактически остаются (заодно) с Лимоновым. И когда волна гражданского протеста угаснет, как новогодняя гирлянда, они радостно вернутся к своему любимому «революционному» формату. Возможно, отсюда и пессимизм воодушевленного было Леонида Парфенова, которого «страшит оптимизм», витавший в комнате, где «прозаседался» «комитет-24».