Каждый, кто летал или ездил за границу, помнит неприятные ощущения при проходе таможни. Толкотня, давка, груда чемоданов. Потные, мятые бланки деклараций. Вспоминаемый в последнюю минуту вопрос: а сколько денег вывозить можно? И барственный, вальяжный таможенник в погонах всего-то капитана (а то и лейтенанта), наблюдающий за нами, в его понимании быдлом.
А ведь в очереди иногда стоят люди с погонами повыше его. Да и среди людей без погон превалируют те, чьи заслуги перед страной никак не меньше, чем у стража границы. Однако зеленая куртка и слово из трех букв—ФТС—возносят человека на недосягаемую высоту. Такую, с которой и президент Медведев и премьер Путин—так, мелочь пузатая.
Не верите? Автора занесло? Сейчас докажу, что таможня в России сильнее и президента и премьер-министра.
Президент Медведев объявил модернизацию. Никто ее не отменял. Это может сделать будущий президент Путин, но вряд ли. Потому что Путина обвиняли во многом, но никогда—в глупости. В рамках модернизации была создана электронная таможенная платежная система (ТПС) «Зеленый коридор». Это система электронных платежей, позволяющая осуществлять уплату таможенных пошлин за пересекающие границу товары, в том числе с использованием банковских карт.
Для простого человека это означает, что в банке покупается зеленая карточка. Удобно, поскольку банков-эмитентов много, 130. В ТПС участвуют такие отечественные гиганты, как ВТБ, Промсвязьбанк, «Возрождение», "УРАЛСИБ«. Присутствуют и транснациональные банки: Ситибанк, ИНГ Банк, HSBC, Райффайзенбанк, RBS, Нордеа Банк, Банк Токио-Мицубиси.
Клиент декларирует, что он вывозит (или ввозит), а карточка сама считает пошлину. Не надо разбираться в дебрях таможенного законодательства (а там черт ногу сломит, если честно). Не надо толкаться в очереди. Все, что нужно: подойти к платежному терминалу на вокзале, в аэропорту или таможенном пункте — и заплатить.
Удобство не только для граждан, но и для бюджета, интересы которого ФТС вроде бы призвана охранять. Платежи поступают мгновенно.
До начала ноября 2011 года, судя по документам, ФТС никаких претензий к ООО «Таможенная платежная система» не имела. Наоборот: приказом Андрея Бельянинова, главы ФТС, от марта 2010 года гендиректор ТПС был введен в состав Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России.
Модернизация в действии: система стабильно развивалась. В момент запуска в 2008 году оборот по картам не превышал
Но эти планы были в одночасье разрушены. 8 ноября удар пришелся по слабому месту—серверу, который хотя и был собственностью компании, но находился в здании ФТС. Этот сервер решил переехать. Сколько нужно времени, чтобы перевезти и наладить? Например, у компании МТС, не так давно перевозившей сервера, миллионы абонентов заметили лишь легкие сбои, через день оборудование заработало в штатном режиме.
Сервер ТПС «Зеленый коридор» отключен вот уже третью неделю. И никакой модернизации.
Премьер-министр РФ Владимир Путин провел огромную и очень непростую работу по созданию Таможенного союза. Намечаются позитивные сдвиги и в рамках ЕврАзЭС. Несговорчивые лидеры Востока поверили в Россию. Но вот будут ли верить дальше?
Потому что грузы третью неделю не могут покинуть таможенные склады. Компании наших с трудом завоеванных партнеров начинают готовить иски к российскому правительству. Очевидно, что на ближайших международных встречах первым лицам как-то придется объяснять аппетиты российских таможенников.
В СМИ появилась информация о том, что «неофициально специалисты ТПС узнали, что сотрудникам таможни «запрещено принимать платежи от „Зеленого коридора“ руководством ФТС России под угрозой увольнения».
«АиФ» сообщает: «По слухам, причина проста и, к сожалению, ординарна для современной российской экономики: на систему „Зеленый коридор“ положил глаз сам руководитель ведомства — Андрей Бельянинов.
Подобная версия не выглядит совсем фантастично. Особенно учитывая, что осуществлено все намеренно грубо, с многочисленными нарушениями закона, а также силами сотрудников центрального аппарата ФТС. Поэтому вполне можно предположить, что за этой попыткой рейдерского захвата ТПС действительно стоит кто-то из высокопоставленных руководителей ведомства».
Но повлиять на это ведомство не может даже президент Медведев. Как известно, 29 октября на встрече с молодыми учеными и инноваторами в «Сколково» он заявил: «Иногда, когда я слышу про таможню, мне трудно сдержаться. Хочется взять микрофон и швырнуть в стенку! Что ни скажешь, все выворачивают наизнанку, выставляют нас в абсолютно дурацком свете! Боюсь, там без радикальных изменений не обойтись, хотя они уже происходили».
Подождем, что последует раньше: произойдут «радикальные изменения» или все-таки сервер включат.