Самая спорная часть этого дела — формулировка обвинения. Воротникова и Николаева собирались осудить за «хулиганство по отношению к социальной группе «полиция». О том, можно ли считать служителей закона социальной группой, долго спорили — и наконец получили официальное заключение.
— Была проведена экспертиза, назначенная следствием, — говорит «МК» адвокат Николаева, Дмитрий Динзе. — Ее проводили специалисты института имени Герцена. Они пришли к выводу, что сотрудники полиции не являются социальной группой.
— И только на основе этой экспертизы можно было прекратить уголовное преследование Леонида Николаева?
— Конечно, потому что основной принцип в статье 213 УК РФ по хулиганству в отношении социальной группы фактически сразу отпадает. Хотя мы были готовы к тому, что сотрудников полиции признают социальной группой. У нас были отходные пути, могли дальше бороться.
— Думаете, власть ослабляет давление на «Войну»?
— Были законные основания для прекращения дела, но я не думаю, что органы ослабляют контроль. Это видно по отношению к Наталье Сокол и Олегу Воротникову. Если они попадутся, то, наверное, окажутся за решеткой. Дело, возможно, в другом: каждый следователь привязан к определенным процессуальным срокам. И если они не соблюдаются, отвечать будет в первую очередь сам следователь, а потом его начальник. Так что бессмысленно затягивать.
Динзе не расслабляется, готов к тому, что Николаеву могут предъявить обвинение за ту же акцию по другой статье. Но скорей всего его оставят в покое — нет смысла подогревать эту ситуацию дальше. Следствие и так предстало не в лучшем свете, особенно после обвинений «Войны» в жестоком обращении во время заключения под стражей. Однако Николаев, похоже, не собирается успокаиваться. На сайте «Войны» вместе с решением следствия появилась его фотография с подписью: «Леня Е...тый выходит из подполья. Трепещите!».
А трепетать стоит, наверное, в первую очередь от безграмотности наших следователей. Если уж юристы не в состоянии грамотно оформить и передать в суд простейшее дело о нападении на полицейские машины, о какой силе закона вообще может идти речь?