Самолет «Як-42» авиакомпании «Як-Сервис» совершал перелет из Ярославля в Минск. Он рухнул практически сразу после взлета из аэропорта «Туношна» примерно в 16.05 на расстоянии около двух километров от ВПП.
По версии Росавиации, «Як-42» при взлете не смог набрать безопасную высоту и столкнулся с антенной маяка, который находился за пределами взлетно-посадочной полосы. В результате самолет развалился на части и упал. Очевидцы видели, что он падал с левым креном. Фюзеляж развалился на две части, одна из которых оказалась в притоке Волги.
Чартерный рейс Ярославль-Минск должен был перевезти хоккеистов «Локомотива» на стартовый матч сезона в КХЛ с минским «Динамо». Костяк ярославской команды составляли россияне, также на борту находились хоккеисты из Швеции, Украины, Чехии, Словакии, Германии, Белоруссии, Латвии. Из 37 пассажиров и членов экипажа, по данным на 18 часов среды, после катастрофы выжили от одного до трех человек.
По крайней мере, в Ярославскую клиническую больницу имени Соловьева поступили двое выживших в авиакатастрофе. Это член хоккейной команды нападающий 26-летний Александр Галимов и техник экипажа 59-летний Сизов. У Сизова 80% ожогов тела и дыхательных путей, у Галимова — 15% ожогов тела и многочисленные переломы таза, грудной клетки и головы. По словам главного врача Александра Дегтярева, они оба в крайне тяжелом состоянии, им проводится противошоковая терапия. Но шансы выжить у обоих есть, поскольку у больницы как раз травматологическая специализация.
Авиакатастрофа произошла вблизи военного городка-26 и коттеджного поселка Коргиш. Очевидцы происшествия заявляют, что не слышали никакого шума. Многие рассказывают, как видели черное облако дыма, и решили, что это пожар. Местные жители активно обсуждают на интернет-форуме версию теракта.
В авиакомпании «Як-Сервис» вчера от комментариев отказались. Однако известно, что это — единственный «Як-42» в данной авиакомпании. Остальной ее авиапарк составляют 4 самолета «Як-40». Также, по некоторым данным, разбившийся под Ярославлем самолет с бортовым номером 42434 был взят в лизинг авиакомпанией у Космического центра имени Хруничева. Он эксплуатировался с 1993 года. VIP-салон лайнера рассчитан на 73 пассажира. Срок действия сертификата летной годности истекал 1 октября 2011 года-то есть через три недели…
Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию катастрофы. Возбуждено уголовное дело.
По словам специалистов, причиной катастрофы могла стать неисправность стабилизатора, расположенного на киле лайнера. В случае поломки стабилизатор мог самопроизвольно занять положение, вводящее многотонную машину в пикирование. «В таком случае выровнять машину не было бы уже никаких шансов, у пилотов не хватило бы сил вытянуть штурвал на себя», — говорят опытные летчики.
Впрочем, подобная поломка у «Як-42» случалась лишь однажды, почти в самом начале эксплуатации этих моделей в 80-х годах. По другой версии, причиной, по которой самолет не смог набрать высоту, могли стать несинхронные действия закрылок.
«У „Як-42“ очень сильная механизация крыла, множество элементов — закрылки, подкрылки и т.д. В случае некорректной работы системы закрылки могли убраться несинхронно. До высоты 500 метров пилотам сложно это заметить, а потом — уже слишком поздно», — говорят эксперты.
Впрочем, авиаэксперты, опрошенные «МК», также не исключают неисправность системы управления и человеческий фактор. При этом все они считают «Як-42» очень надежной в эксплуатации машиной.
Матч открытия прервали по требованию болельщиков
В Уфе час спустя после авиакатастрофы в Ярославле стартовал матч открытия нового сезона КХЛ между местным «Салаватом Юлаевым» и «Атлантом» (Московская область), на который прибыло руководство лиги. Известие о трагедии быстро распространилось по трибунам, и болельщики стали протестовать против циничного продолжения игры. Сначала в Интернете практически под всеми онлайн-трансляциями были опубликованы призывы остановить действо; чуть позже, как пишут очевидцы, на трибунах появился самодельный баннер того же содержания. В результате ли общественного давления или по собственной инициативе, игру все-таки остановили на 16-й минуте первого периода при счете 1:0 в пользу хозяев. Президент КХЛ Александр Медведев сообщил о трагедии в Ярославле, память погибших почтили минутой молчания. После небольшого совещания, в котором приняли участие администраторы, тренеры и игроки матча, было принято решение не доигрывать матч. По словам президента лиги, об этом заявили хоккеисты, сказав, что не видят возможности дальше продолжать встречу. «Мы сделаем все возможное, чтобы хоккей в Ярославле продолжался и „Локомотив“ оставался одним из сильнейших клубов лиги», — объявил он. Сообщение вызвало настоящий шок у игроков. Ведь многие выступали вместе с теми, кто погиб в авиакатастрофе, в одной команде. Например, Павел Траханов и Ян Марек перешли в «Локо» именно из «Атланта».
Когда верстался номер
Дмитрий Медведев не будет отменять поездку в Ярославль на Мировой политический форум. Визит в город президент начнет с посещения места катастрофы. Об этом сообщила вчера пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова. По ее словам, своему новому полпреду в ЦФО Олегу Говоруну президент поручил незамедлительно отправиться на место падения «Як-42», а Следственному комитету и правительственным органам — провести тщательное расследование причин трагедии. Тимакова отметила, что о происшедшем Медведеву доложил уже находившийся в Ярославле на форуме Владислав Сурков.
СПРАВКА «МК»
Ярославский «Локомотив» — один из самых титулованных клубов в новейшей истории России.
Основан в 1959 году под названием «Торпедо», под которым и выступал до 2000 года, пока не был взят под крыло ОАО «РЖД».
В 1997, 2002 и 2003 годах «Локомотив» выигрывал золотые медали чемпионата России, серебряный призер 2008 и 2009 годов, бронзовый — в 1998, 1999, 2005 и 2011 годах.
Успехи связаны прежде всего с именами российских тренеров Петра Воробьева и Владимира Юрзинова-младшего, а также чешского специалиста Владимира Вуйтека, уволенного в апреле нынешнего года по причине невыполнения поставленной задачи.
В мае руководство клуба «подписало» известного канадского тренера Брэда Маккриммона. В заявке команды — 26 игроков, включая вратарей. В основном — граждане России, но есть также шведы, чехи, словаки, немец, латыш. Один из самых титулованных — финалист Кубка Стэнли в составе «Анахайма», 36-летний белорусский защитник Руслан Салей.
«Як-42» — среднемагистральный трехдвигательный пассажирский самолет, разработанный в СССР в середине 1970-х для замены технически устаревшего «Ту-134». Первый полет состоялся в марте 1975 года. Начало эксплуатации — 22 декабря 1980 года. Производился по 2002 год. Всего произведено 188 самолетов. Крейсерская скорость — 810 км/ч. Дальность полета — 2900 км. Число пассажиров — 120.
Несмотря на чуть более высокий удельный расход топлива по сравнению с зарубежными аналогами — «Боинг-737» и «Аэробус A319», «Як-42» продолжает оставаться рентабельным самолетом для авиакомпаний, которые его эксплуатируют по сегодняшнее время.
На сегодняшнее время износ российского авиапарка среди «Як-42» составляет примерно 50 процентов, что гораздо лучше, чем у ряда других российских самолетов, выпущенных в СССР.
По данным на 7 сентября 2011 года, было потеряно 9 самолетов типа «Як-42», погибли 562 человека.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ АВИАКАТАСТРОФЫ СПОРТИВНЫХ КОМАНД
4 мая 1949 г. — возле Турина (Италия) погибли 18 футболистов команды «Торино», журналисты, официальные лица, тренер.
5 января 1950 г. — при заходе на посадку в Свердловске (ныне Екатеринбург) разбился самолет «Ли-2». Погибли 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, а также 6 членов экипажа.
6 февраля 1958 г. — в результате катастрофы в Мюнхенском аэропорту погибли 8 футболистов «Манчестер Юнайтед», 3 руководителя команды, 8 журналистов и 2 члена экипажа.
16 июля 1960 г. — гибель сборной Дании в авиакатастрофе около Каструпа (8 футболистов).
15 февраля 1961 г. — гибель сборной команды США по фигурному катанию — «Боинг 707», вылетевший из аэропорта Дж. Кеннеди (Нью-Йорк), разбился при посадке в Брюсселе. Из 73 погибших 34 были фигуристами, тренерами и официальными лицами сборной США по фигурному катанию, членами их семей и друзьями, летевшими на чемпионат мира в Прагу.
3 апреля 1961 г. — гибель футбольной команды «Грин Кросс» в чилийских Андах (24 человека).
26 сентября 1969 г. — гибель команды «Стронгест» в Боливии (19 футболистов и руководителей клуба).
1 апреля 1970 г. — под Красноярском потерпел катастрофу пассажирский самолет «Ан-24», погибла юношеская волейбольная команда.
31 декабря 1970 г. — гибель футбольной команды «Эйр-Ликвид» в Алжире.
11 августа 1979 г. — столкновение над Днепродзержинском, погибли 17 футболистов команды «Пахтакор» (Ташкент).
8 декабря 1987 г. — гибель футбольной команды «Альянса Лима» около Лимы (Перу, 43 человека).
7 июня 1989 г. — авиакатастрофа в аэропорту Парамарибо (Суринам), погибли 23 голландских футболиста суринамского происхождения.
27 апреля 1993 г. — гибель сборной Замбии возле Габона (18 футболистов).
24 августа 2008 г. — потерпел катастрофу «Боинг 737–219» Advanced авиакомпании ITEK AIR, погибли 10 членов молодежной сборной Киргизии по баскетболу, направлявшейся в Тегеран для участия в соревнованиях, семеро остались в живых.