Информационная атака на Норильск
Очевидно, что чаша терпения норильчан переполнилась после того, как возле московского офиса «Норникеля» прошла странная «акция протеста», в ходе которой взволнованные молодые люди раздавали газету «Правда Норильска» и вели «разъяснительную» работу.
«Мы проводим эту акцию, раздаем нашу газету «Правда Норильска» для того, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам нашего города. Мы хотим задать вопросы господам Потанину, Стржалковскому, которые сейчас владеют и руководят комбинатом «Норильский никель» — негодовал главный редактор газеты «Правда Норильска» некто Дмитрий Белов, пребывая в образе народного заступника.
Столичная пресса сочувственно растиражировала этот сюжет, намекая, что есть, мол, еще среди репортерской братии неравнодушные люди, переживающие всей душой за родимый город. И все бы ничего, если бы не странные мелочи.
«Нет ничего важнее мелочей…»
Увы, почти никто из московских и региональных журналистов, тиражируя новость о «норильских правдорубах», не обратил внимание на несколько подозрительных деталей.
Достаточно сказать, что «издание» по своему содержанию в большей степени напоминало своеобразный «боевой листок», сделанный, что называется, «на скорую руку», нежели издание с репутацией и историей. Никого не удивило, что борьба за счастье города и горожан велась «массовым» тиражом в 999 экз.
Соответственно, ни о какой официальной регистрации издания речи и быть не могло (по ФЗ «О СМИ» ст. 12 издание тиражом 999 экз. регистрации не подлежит). Более того, всякий читатель, пожелавший пообщаться с храбрым трудовым коллективом редакции и поделиться, так сказать, наболевшим, попадал… в обычную жилую квартиру.
«Правдоруб» оказался вымогателем
Впрочем, в Норильске быстро разобрались, кто такой редактор Белов и кто за ним стоит. Журналист Дмитрий Белов на поверку оказался личностью весьма примечательной.
«По данным из открытых источников, Белов Дмитрий Викторович является жителем г. Кургана, в марте 2008 г. за покушение на мошенничество был осужден Курганским городским судом к трем годам лишения свободы условно, специализируется на так называемых „черных PR-кампаниях“ и имеет в данной сфере деятельности значительный опыт, в настоящее время переехал в г. Москву», — сухо сообщила пресс-служба ГМК «Норильский никель» и подала заявление в ОВД Тверского района ЦАО г. Москвы с просьбой провести проверку изложенных в заявлении обстоятельств и принять решение о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 129 УК РФ, по которой предусмотрена ответственность за клевету.
Перед героем сюжетов в бойкой газете «Правда Норильска» — Дмитрием Беловым замаячили не столь радужные перспективы, как это виделось при запуске издания. Ну, а имевшаяся ранее судимость Белова за участие в вымогательстве практически не оставляла ему шансов на спокойную жизнь в дальнейшем.
«Ни фактов, ни имен…»
И тут случилась еще одна странность — ленты информационных агентств облетела криминальная сенсация. «В Норильске похищены репортеры «Правды Норильска» — кричали заголовки. Драма, как сообщалось, была «связана с профессиональной деятельностью» газетчиков, на этот раз разоблачивших «норильскую наркомафию».
Со слов вездесущих «очевидцев», стало известно, «как несколько человек, представившись сотрудниками правоохранительных органов, вывезли журналистов из здания редакции». Далее — нагромождение неких подробностей, словно скопированных из дешевого детектива.
Конечно, ситуация в Норильске с наркотиками и впрямь сложная. Как и в любом другом городе. Однако к исчезновению репортеров «Правды Норильска», как выяснилось, она имела весьма призрачное отношение.
Как предположил в своей статье, опубликованной в «Новой газете», известный красноярский журналист Алексей Тарасов, неоднократно освещавший криминальную историю края: «Цель заметки в „Правде Норильска“ состоит лишь в том, чтобы в угоду „Русалу“ макнуть в дерьмо руководство ГМК, намекнув: два главных теневых бизнеса Норильска — героиновый и хищение продукции горно-металлургической компании — осуществляются одними и теми же ОПГ, и они действуют „в сговоре с кем-то влиятельным и находящимся внутри ГМК“. Но что толку с этого намека? Ни фактов, ни имен».
Шум подняли до небес
Переполох вокруг «похищения», впрочем, поднялся серьезный — с 20 по 22 января с.г. по тревоге были подняты не только правоохранительные органы края, но и Государственная дума РФ вместе с Общественной палатой, а также целым рядом общественных организаций. А федеральные СМИ настойчиво «пытались получить комментарии» у правоохранительных органов. Последние, надо сказать, сработали очень оперативно. «Установлено, что сотрудниками милиции журналисты газеты „Правда Норильска“ не задерживались и в органы внутренних дел не доставлялись. Заявлений в милицию о безвестном исчезновении граждан Орлова и Белова не поступало. По имеющейся информации, Д. Белов в г. Норильске не зарегистрирован и не проживает. Другой журналист А. Орлов вылетел из г. Норильска еще в конце декабря 2010 года и обратно в заполярный город не возвращался», — отчитывалась пресс-служба ГУВД по Красноярскому краю пред взволнованным журналистским сообществом. И, о чудо!
«Похищенные репортеры» вскоре нашлись. «Двое журналистов газеты „Правда Норильска“, похищенных неизвестными в Норильске 20 января, нашлись в субботу в Красноярске. Они живы и здоровы и уже находятся на свободе. Правда, в настоящее время с ними прервана связь, поэтому подробностей похищения мы пока не знаем», — сообщил коллегам шеф-редактор Бюро журналистских расследований (Москва) Андрей Калитин.
«Вылетел на планету Плутон…»
Меж тем последовавшие за «освобождением» подробности злодейского похищения «журналистов» вызвали у общественности разные эмоции — от разочарования до приступов гомерического хохота. Они были изложены в видеозаписи, распространенной через Интернет, на которой живой, здоровый, но несколько странный Дмитрий Белов рассказывал подробности…пребывания на инопланетном корабле.
«20 января 2011 года в г. Екатеринбурге рядом со мной приземлилась летающая тарелка, — поведал Белов. — Пригласили меня в тарелку, а также моего коллегу Артема Орлова и много часов катали по звездному небу. Главным их требованием было прекратить издавать газету «Правда Норильска». Дмитрий Белов, конечно же, «дал согласие» и после этого отрапортовал, что «вылетел на планету Плутон».
На самом же деле все выглядело намного прозаичнее. Как сообщил журналист Андрей Калитин, «Белов и Орлов 20 января в 7.30 утра выехали на такси из Кургана в Екатеринбург, откуда около 14 часов того же дня вернулись в Курган. Эта поездка не была связана с профессиональной деятельностью Белова и Орлова. Впоследствии оба журналиста находились в Кургане, их телефоны были отключены. Ни в Красноярске, ни в Норильске все это время они не появлялись. Никто журналистов не похищал, пакетики им не подбрасывал, расправой не угрожал. Сотрудники МВД, вопреки сообщению Белова, никакого отношения к т.н. „похищению“ не имели. Более того, именно благодаря правоохранительным органам Белов и Орлов и были впоследствии обнаружены».
Сеанс одновременной игры
Эта история, больше похожая на скверный анекдот, после «отлета на Плутон» могла бы и закончиться. Однако за магией последовало странное событие. На сцену вышел вероятный спонсор всей этой чехарды. И «Золотая карета» миссионерской журналистики превратилась обратно в гнилую тыкву в зале Арбитражного суда. Там-то и выяснилось, что за «творческими подвигами» Дмитрия Белова стоит не кто иной, как «Русал». Судебный акт по делу № А34-1847/2011 расставил все точки над «i» в этой странной и, надо сказать, грязноватой истории.
Подобные истории связывают с «Русалом» не впервые. Достаточно вспомнить весьма неприглядную ситуацию, возникшую в Израиле, когда в январе 2010 года в ходе разбирательств «Дела о прослушке» мировой суд Тель-Авива дал понять, что кампания против Михаила Черного осуществлялась «по заказу Алексея Дробашенко — бывшего начальника Департамента внешних связей финансово-промышленной группы „Базовый элемент“, управляющей активами Олега Дерипаски».
Вернемся, впрочем, в Россию — к пиар- кампаниям, к ее заказчикам и, так сказать, исполнителям, вышедшим после грандиозного шоу на сцену Арбитражного суда, если не в чем мать родила, то без масок — это точно.
Итак, если излагать кратко, то подконтрольная Олегу Дерипаске фирма подрядила Дмитрия Белова «на оказание услуг по изготовлению и размещению информационного, фото- и видеоматериала о деятельности истца, а истец обязался оплатить услуги ответчика согласно смете». Разговор идет почти о трех млн. рублей. Однако исполнитель, получивший всю сумму, смог отработать только половину, а остальное должен был вернуть заказчику. Характерно, что, согласно договору, информировать общественность Белов должен был о деятельности «Русала». Однако не надо быть семи пядей во лбу, чтобы элементарно сопоставить время конфликта хозяина алюминиевого гиганта с ГМК «Норникель» (осень 2010 г.) со временем заключения соглашения между Беловым и «Русалом» (осень 2010 г.), а также оценить содержание «Правды Норильска», родившейся осенью же 2010 года. Так что выводы напрашиваются сами собой: ЗАО «Русал Глобал Менеджмент Б.В." из-за небольшой, в общем то, для себя суммы в 1,7 млн. руб. заставил общественность сомневаться в использовании исключительно честных методов ведения конкурентной борьбы.
Что же касается фокусов Белова, то вполне возможно, что неприятное обстоятельство в размере 1,7 млн. руб. вкупе с потенциальным уголовным делом по клевете на ГМК «Норникель» навело гражданина Белова на космическую тропу, ведущую на Плутон, где о долге можно и забыть.
Возможно, для менеджмента алюминиевого гиганта понятие репутации эфемерно, тогда как денежки вполне реальны. Впрочем, их с Белова, улетевшего на Плутон, еще взыскать надо. Так что шоу наверняка получит захватывающее продолжение…