Сигнал о бедствии поступил на пульт дежурного МЧС по Татарстану в 13.58. На теплоходе, который выполнял туристический рейс по реке Волге из Болгара в Казань, началась паника.
— На борту “Булгарии” находились в том числе и дети, их спасают в первую очередь. 78 человек подобрало судно “Арабела”, которое находилось неподалеку. Одна женщина погибла, ее тело водолазы вытащили на берег, — рассказал “МК” начальник пресс-службы Приволжского регионального центра МЧС Олег Зугеев.
Замглавы Камско-Устьинского района Татарстана Рустам Гильмутзинов рассказал “МК”, что на момент разговора (17.30) в воде людей уже не видно. Спасатели продолжали прочесывать место трагедии, пытаясь найти выживших пассажиров теплохода. Помогали им и местные жители.
— Незадолго до происшествия в районе начался сильный дождь и гроза. Ливень был настолько сильный, что видимость была практически нулевой. Поэтому рядом с берегом во время трагедии не было даже рыболовов, — говорит Рустам Ирекович. — Но как только жители села узнали о произошедшем, они тут же бросились к лодкам в надежде спасти пассажиров.
По словам замглавы района, ближайшее село Сюкеево расположено в 13 км от места трагедии: сам населенный пункт расположен в 8 км от берега Волги. Теплоход же затонул примерно в 5 км от суши, где течение не слишком сильное.
На берегу спасатели развернули полевой госпиталь для оказания первой помощи. Затем всех пострадавших доставили в больницы ближайших населенных пунктов — Тетюши, Верхний Услон и Камское Устье. Врачи опасались, что у пациентов может быть переохлаждение: вода в Волге сейчас не выше 20 градусов, несмотря на лето.
Причины, по которым затонула “Булгария”, будут выяснять после того, как судно поднимут со дна и его исследуют специалисты. Впрочем, вот что рассказали “МК” в компании-туроператоре:
— Мы с этим теплоходом работаем уже 4-й год. Мелкие поломки там случаются довольно часто, из-за чего рейсы неоднократно опаздывали. Но все это устранялось быстро. Кстати, пассажиры не были застрахованы — в турпакет страховка не входит. Некоторым мы пострадали эту услугу за допплату, но люди как правило отказывались. Неудивительно: билет стоил от 1700 рублей.
ЧТО ТАКОЕ “БУЛГАРИЯ”
Двухпалубный дизель-электроход “Булгария” (дизель-электроход — значит, приводится в действие электродвигателем, основные преимущества — возможность быстро и плавно менять скорость и направление вращения движителя, что улучшает маневренность), низкий уровень шума и вибрации (что важно для пассажирских судов) был построен в Чехословакии в 1955 году. В пресс-релизах утверждается, что судно отвечает всем требованиям безопасности речного судоходства и оснащено современным навигационным оборудованием. Теплоход развивает скорость до 22 км/час. Количество пассажирских мест на судне после проведенной модернизации — 140. На корабле были 1-, 2-, 3-, 4-местные каюты с частичными удобствами, а также каюты повышенной комфортности и класса “люкс”. Официальный владелец — Камское пароходство. Судно было арендовано компанией “Водафлот”, капитаном был назначен В. Курюкин. Но в прошлом году его передали в аренду компании “Агроречтур”.
ОТЗЫВЫ ТУРИСТОВ С БЛОГОВ
“Булгария” как прогулочное судно нравилось далеко не всем. Жаловались и на качество обслуживания, и на сам корабль. Вот самый типичный отклик из блогов.
“…Торчали гвозди из лежаков на верхней палубе, 2 раза поранилась, вечно неадекватный и пьяный корабельный певец Игорь все пытался познакомиться и напоить мою сестру. Решили, что в августе купим на “Булгарию” путевки лишь потому, что цены радуют, спасение отдыхающего — дело рук самого отдыхающего”.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ РЕЧНЫЕ КРУШЕНИЯ
29 января 2001 г. — теплоход “Память Меркурия” потерпел бедствие в нейтральных водах Черного моря, 14 человек погибли и пятеро не были найдены.
Все остальные трагедии происходили с рыбацкими судами. Но самое крупное ЧП на реке — это, конечно, гибель теплохода “Александр Суворов” на той же Волге, под Ульяновском, 5 июня 1983 года. Судно врезалось в опору моста. Погибли 176 человек.