Как пишет в своем блоге Илья Варламов, письмо было передано в пятницу главе Минкомсвязи Щеголеву, который пообещал лично передать его президенту. Текст открытого письма опубликован там же:
“Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Сегодня свободу фотографии в России нам приходится практически завоевывать. Несмотря на то что закон на стороне фотографа, редко какая съемка обходится без запретов со стороны полиции, ЧОП, сотрудников различных ведомств и организаций.
Несмотря на то что право человека свободно фотографировать закреплено в 24-й и 29-й статьях Конституции РФ, а также в законе “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, оно редко соблюдается. В нашей стране запрещают фотографировать в магазинах и торговых центрах, на вокзалах и в аэропортах, в музеях, парках, улицах многих городов, на объектах РПЦ и даже на кладбище. Сотрудники полиции и другие государственные служащие, находящиеся при исполнении своих обязанностей, вопреки существующим законам постоянно препятствуют фотосъемке.
В рамках открытого национального проекта российских блогеров “Страна без глупостей” многие борются за свободу фотографии в России, и это получается. Но масштаб этой проблемы велик, и она касается всех людей с фотокамерами, живущих или посещающих нашу страну. Поэтому без поддержки государства справиться с этой ситуацией будет намного сложнее. Кому-то эта проблема может показаться мелкой, но именно из таких мелочей строится отношение людей к власти и формируется оценка уровня собственной свободы. Надеемся, что вы, как гарант Конституции РФ, а также как фотограф, разделяющий это увлечение, обратите внимание на озвученную проблему и будете способствовать тому, чтобы в России не нарушалось право на свободу фотографии”.
“МК” получил комментарии Ильи Варламова (zyalt) и Рустема Адагамова (drugoi).
— Кому принадлежала идея составить открытое письмо президенту?
Рустем Адагамов: Инициаторами были Терновский и Варламов.
— Рассчитываете ли вы на быструю реакцию и решение проблемы?
Р. А.: Нет, не рассчитываю. Но привлечение внимания к проблеме, я надеюсь, — и будут предприняты какие-нибудь меры.
— Вы хотите добиться разрешения съемки и на т. н. режимных объектах?
Р. А.: Это пережиток сталинских времен. Люди во всем мире фотографируют на вокзалах. Я не очень понимаю, что такое “режимный объект” и какой режим мы нарушаем. На вокзале люди просто садятся в поезд и едут по делам. Дело в том, что законодательство на нашей стороне: на бумаге фотографировать на тех же вокзалах разрешено, но на деле закон не соблюдается. Возможно, руководство РЖД не снабдило необходимыми инструкциями своих подчиненных — и сотрудники не четко знают свои обязанности. Нашу проблему можно решить одной инструкцией.
Илья Варламов: Несмотря на то что закон на нашей стороне, мы уже не первый год пишем жалобы в прокуратуру. Мы получаем ответы о том, что мы правы и закон на нашей стороне. Однако ничего не меняется. Официального запрета нет, но обязательно найдется сотрудник, который попытается запретить вам снимать на том или ином объекте.
— То есть вы хотите донести и до граждан, что им разрешена фотосъемка?
И. В.: Да, они могут фотографировать везде, это их право. Например, в правилах РЖД написано, что на территории вокзала разрешена фотосъемка. А то, что снимать нельзя по причине, что это “режимный объект” или из-за опасности терроризма, на наш взгляд, — лукавство. На деле получается — где больше нарушений, там больше запретов. То есть, запрещая фотосъемку, можно скрыть преступления: такие, как, например, нарушения прав потребителей в магазинах.
— Какого вы ожидаете результата?
И. В.: Я не жду ответа от Дмитрия Анатольевича. Хотя он нам помог два года назад получить разрешение снимать на Красной площади. Видимо, пока президент не даст указ, люди не начнут думать.